Положение о муниципальной экспериментальной площадке

Приложение
к приказу начальника департамента
образования администрации Города Томска
от 30.12.2008 № 1745

Положение
о муниципальной экспериментальной площадке
1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение о муниципальной экспериментальной площадке (далее Положение) разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральной программой развития образования, Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года, проектом «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики», Стратегией развития общего образования Томской области, Положением об инновационной и экспериментальной деятельности муниципальной системы образования города Томска, Положением о муниципальном Экспертном совете, Положением о департаменте образования администрации города Томска, нормативно-правовыми актами в области образования, регламентирующими деятельность образовательных учреждений в условиях инновационной и экспериментальной деятельности.
1.2 Настоящее Положение определяет процедуру присвоения и снятия статуса муниципальной экспериментальной площадки, режим ее функционирования и финансирования.
1.3 Муниципальная экспериментальная площадка – особая форма разработки и реализации общественно значимых в масштабах муниципалитета экспериментальных Программ, соответствующих основным направлениям экспериментальной деятельности.
1.4 Цели и задачи деятельности муниципальной экспериментальной площадки определяются Положением об инновационной и экспериментальной деятельности в муниципальной системе образования.
1.5 Статус муниципальной экспериментальной площадки может быть присвоен субъекту экспериментальной деятельности:
· муниципальному образовательному учреждению;
· нескольким муниципальным образовательным учреждениям, объединенным единой программой проведения экспериментальной работы;
· информационно-методическому центру.
1.6. Присвоение статуса муниципальной экспериментальной площадки не влечет за собой изменения статуса учреждения, его организационно-правовой формы и подчиненности.
2. Процедура присвоения и снятия статуса муниципальной экспериментальной площадки.
2.1. Присвоение статуса муниципальной экспериментальной площадки осуществляется по результатам конкурса на присвоение статуса муниципальной экспериментальной площадки (далее конкурс), который проводится ежегодно департаментом образования администрации Города Томска.
2.2. Сроки проведения конкурса определяются департаментом образования и доводятся приказом до сведения субъектов экспериментальной деятельности не позднее, чем за 3 месяца до его проведения.
2.3. Цель конкурса – приоритетная поддержка образовательных учреждений, осуществляющих экспериментальную деятельность в соответствии .
2.4. Решение об участии в конкурсе принимается уполномоченным органом субъекта экспериментальной деятельности.
2.5. Для участия в конкурсе субъект экспериментальной деятельности предоставляет:
- заявку на участие в конкурсе, заверенную руководителем субъекта экспериментальной деятельности (приложение № 1),
- два экземпляра экспериментальной Программы (Программ) по одному или нескольким направлениям экспериментальной деятельности в соответствии с муниципальным заказом (приложения № 2, 3).
2.6. Заявка на участие в конкурсе предоставляется ответственному секретарю Экспертного совета департамента образования за два месяца до проведения конкурса.
2.7. Конкурс проводится в соответствии с регламентом в два тура: заочный и очный.
2.8. Регламент проведения конкурса:
- заочный тур конкурса включает в себя осуществление технической и внутренней экспертиз экспериментальных Программ;
- целью технической экспертизы является установление соответствия структуры экспериментальной Программы требованиям настоящего Положения;
- техническая экспертиза осуществляется секретарем Экспертного совета на основе экспертной карты в течение недели после предоставления экспериментальной Программы. В случае отрицательного заключения технической экспертизы Программа возвращается субъекту экспериментальной деятельности;
- целью внутренней экспертизы является установление соответствия Программы основным направлениям экспериментальной деятельности, определение его перспективности, реалистичности, оценка инновационного ресурса образовательного учреждения для реализации.
- внутренняя экспертиза Программы осуществляется на основе экспертной карты не менее чем двумя членами Экспертного совета, деятельность которого регламентируется Положением об Экспертном совете муниципальной системы образования и оформляется в виде экспертного заключения;
- очный тур конкурса проводится после завершения внутренней экспертизы экспериментальных Программ в форме открытого экспертного семинара, на котором присутствуют представители субъекта экспериментальной деятельности, члены Экспертного совета, представители общественности;
- очный тур конкурса включает в себя публичную презентацию (продолжительностью до 15 минут) экспериментальной Программы, осуществляемую субъектом экспериментальной деятельности, вопросы членов Экспертного совета и ответы субъекта экспериментальной деятельности;
- содержание выступления и ответы на вопросы оцениваются членами Экспертного совета в соответствии с экспертной картой.
2.9. Оценка результатов конкурса:
- баллы, полученные на заочном туре, суммируются с баллами, полученными на очном туре;
- по результатам конкурса определяется рейтинг экспериментальных Программ.
2.10. Победителями конкурса становятся субъекты экспериментальной деятельности, набравшие наибольшее количество баллов. Количество победителей определяется департаментом образования ежегодно.
2.11. Приказом начальника департамента образования победителям присваивается статус муниципальной экспериментальной площадки, утверждается тема, сроки эксперимента, определяется координатор.
2.12. Статус муниципальной экспериментальной площадки присваивается на срок не более 3-х лет.
2.13. По завершению плановых сроков эксперимента статус муниципальной экспериментальной площадки образовательного учреждения аннулируется приказом департамента образования
2.14. Статус муниципальной экспериментальной площадки может быть досрочно снят (по предложению Экспертного совета департамента образования) в случаях:
- нарушения реализации программы эксперимента;
- получения отрицательных результатов эксперимента;
- угрозы жизни и здоровью обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время проведения эксперимента;
- нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников в образовательном учреждении в связи с реализацией эксперимента.
3. Функционирование муниципальной экспериментальной площадки.
3.1. Образовательное учреждение, получившее статус муниципальной экспериментальной площадки, в своей деятельности руководствуется данным Положением.
3.2. Общие вопросы управления муниципальной инновационной площадкой осуществляются отделом развития образования департамента образования администрации Города Томска в соответствии с его компетенцией.
3.3. Руководитель образовательного учреждения:
- создает необходимые условия для функционирования муниципальной экспериментальной площадки, повышения квалификации педагогических работников по вопросам проведения эксперимента;
- несет ответственность за эффективную организацию экспериментальной работы, за выполнение программы эксперимента, за своевременный анализ и оформление промежуточных и итоговых результатов эксперимента;
- организует образовательный процесс с учетом проведения эксперимента;
- осуществляет распределение должностных обязанностей, надбавок и доплат к должностным окладам и ставкам заработной платы работников учреждения с учетом специфики экспериментальной работы в пределах фонда оплаты труда, выделенного учреждению.
3.4. Управление муниципальной экспериментальной площадкой внутри образовательного учреждения осуществляет руководитель экспериментальной Программы.
3.5. Руководитель экспериментальной Программы:
- осуществляет стратегическое и тактическое планирование работы муниципальной экспериментальной площадки;
- создает нормативно-правовые условия функционирования муниципальной экспериментальной площадки в своем учреждении;
- организует научно-методическую работу с учетом проведения эксперимента;
- проводит диагностику и мониторинг результатов экспериментальной деятельности в рамках муниципальной экспериментальной площадки;
- осуществляет контроль экспериментальной деятельности педагогов, участников эксперимента;
- осуществляет анализ деятельности муниципальной экспериментальной площадки;
- направляет отчет (один раз в год) о ходе эксперимента в рамках муниципальной экспериментальной площадки ответственному секретарю Экспертного совета департамента образования;
- сообщает ответственному секретарю Экспертного совета департамента образования об изменениях программы эксперимента и вносит коррективы в Экспериментальную Программу;
- обеспечивает сохранность жизни и здоровья детей и их защиту от возможных негативных последствий экспериментальной деятельности.
3.6. Педагогические работники образовательных учреждений, участвующие в эксперименте:
- осуществляют образовательный процесс в соответствии с новым содержанием общего образования;
- проходят курсы повышения квалификации по организации и проведению эксперимента в рамках муниципальной экспериментальной площадки;
- вносят предложения по совершенствованию образовательного процесса в режиме работы муниципальной экспериментальной площадки;
- имеют право на получение методической помощи по организации и проведению эксперимента;
- используют педагогические технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;
- осуществляют научно-методическую работу, связанную с деятельностью муниципальной экспериментальной площадки, представляют отчеты о ходе и результатах эксперимента руководителю экспериментальной Программы.
4. Финансирование муниципальной экспериментальной площадки.
Финансирование муниципальной экспериментальной площадки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на мероприятия в области образования.
5. Заключительное положение.
Настоящее Положение может быть изменено или дополнено по мере необходимости, возникшей в практике его функционирования.

Приложение № 1
к Положению о муниципальной
экспериментальной площадке
Заявка на участие в конкурсе

Заявка на участие в конкурсе заверяется руководителем субъекта экспериментальной деятельности и содержит:
- полное наименование субъекта экспериментальной деятельности в соответствии с Уставом;
- место нахождения (юридический и фактический адрес);
- телефон, факс, адрес электронной почты;
- фамилия, имя, отчество руководителя субъекта экспериментальной деятельности;
- фамилия, имя, отчество руководителя экспериментальной Программы;
- сфера экспериментальной деятельности (содержание образования, технологии, система воспитания, управление);
- наименование экспериментальной Программы;
- сроки реализации экспериментальной Программы.
Приложение № 2
к Положению о муниципальной
экспериментальной площадке
Структура экспериментальной Программы

1. Паспорт Программы
1.Наименование Программы
    2.Основание для разработки Программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта)
    3.Руководитель Программы
    4.Научный руководитель (при наличии)
    5.Исполнитель (и) Программы
    6.Цели и задачи Программы
    7.Сроки и этапы реализации Программы
    8.Показатели целей и задач и их значения (с детализацией по годам реализации)
    9.Объемы и источники финансирования (с разбивкой по годам)
    10.Ожидаемые показатели эффективности Программы
2. Вводная часть.
3. Основная часть.
Раздел 1. Содержание проблемы.
Раздел 2.Цели и задачи Программы, показатели их достижения.
Раздел 3. Механизмы реализации и управления Программой.
Раздел 4. Контроль хода реализации Программы.
Раздел 5. Возможные риски в ходе реализации Программы.
4. Приложения к Программе, включая систему программных мероприятий.

Приложение № 3
к Положению о муниципальной
экспериментальной площадке
Методические рекомендации
по разработке экспериментальной Программы.

Вводная часть.
Включает предмет/объект регулирования и сферу действия Программы; понятия, термины и сокращения, применяемые в Программе.
Основная часть.
Раздел 1. Содержание проблемы.
Приводится развернутое содержание проблемы, включая:
- анализ причин ее возникновения (приводятся соответствующие показатели (статистической и иной отчетности) за предшествующие три года);
- оценку возможного развития ситуации в случае отсутствия решения проблемы;
- обоснование необходимости решения проблемы с помощью Программы;
- обоснование взаимосвязи решаемой проблемы с приоритетами социально-экономического развития Томской области, города Томска, муниципальной системы образования.
При анализе причин возникновения проблемы приводятся соответствующие показатели (статистической и иной отчетности) за предшествующие три года.
Раздел 2.Цели и задачи Программы, показатели их достижения.
В данном разделе описываются:
- цель (цели) Программы;
- задачи, решение которых позволит достичь поставленную (ые) цель (цели) Программы;
- перечень индикаторов и показателей реализации Программы, их значения по годам и по итогам реализации Программы в целом;
- оценка социального значения Программы для развития муниципальной системы образования.
Цели и задачи Программы должны соответствовать следующим требованиям:
- достижимость;
- измеряемость (степень измерения должна быть должна быть отражена при помощи соответствующих показателей);
- срочность (должны быть определены конкретные сроки их достижения и этапы как отдельные промежуточные контрольные точки).
Показатели Программы должны соответствовать следующим требованиям:
- измерять факторы, отражающие достижение цели (решение задачи) Программы;
- обеспечивать полноту и комплексность решения проблемы;
- обеспечивать возможность организации регулярного мониторинга.
Отдельно приводится перечень показателей, характеризующих социальную значимость реализации Программы для развития муниципальной системы образования.
В разделе также описывается система сбора значений показателей реализации Программы.
Цели, задачи и показатели их достижения оформляются по следующей форме:
Показатели эффективности реализации Программы
Цели и задачи Программы
Наименование целевых показателей
Источник определения целевых показателей *
Фактическое значение показателей на момент разработки Программы
Изменение значений показателей
1 этап реализации Программы2 этап реализации Программы3 этап реализации Программы
Цель 1
Задача 1
Задача 2
Цель 2
Задача1
Примечание: (*) – указываются источники получения значений показателя: статистическая отчетность, обследования, мониторинги, СМИ, другие открытые источники информации и иные источники.
Раздел 3. Механизмы реализации и управления Программой.
В разделе излагается:
- комплекс мер, обеспечивающих решение проблемы;
- организационно – функциональная структура управления реализацией Программы;
- ресурсное обеспечение реализации Программы, в том числе финансовое.
Потребность в ресурсном обеспечении распределяется в разрезе видов ресурсов (кадровые, материальные, информационные, финансовые и пр.) и по годам реализации Программы.
Финансовое обеспечение Программы оформляется по форме:
Финансовое обеспечение Программы
Наименование ресурсов
Единица измерения
Всего
По этапам реализации Программы
1 этап 2 этап 3 этап
Расходы на реализацию Программы, всего, в том числе:Тыс. руб.
Финансовые ресурсы, в том числе по источникам финансирования:Тыс. руб.
бюджет ОУТыс. руб.
внебюджетные источникиТыс. руб.
местный бюджетТыс. руб.
Распределение финансирования по видам ресурсов:
кадровые ресурсыТыс. руб.
материально-технические ресурсыТыс. руб.
прочие виды ресурсов Тыс. руб.
    Потребность
в финансировании расходов на реализацию Программы указывается в ценах соответствующих лет и не подлежит ежегодной индексации.
Раздел 4. Контроль хода реализации Программы.
В настоящем разделе описываются:
- порядок осуществления внутреннего мониторинга реализации мероприятий Программы;
- показатели самооценки эффективности реализации Программы.
Раздел 5. Возможные риски в ходе реализации Программы.
В данном разделе должны быть описаны возможные ситуации при реализации мероприятий Программы, возникновение которых не позволит достичь плановых значений показателей.
При определении возможных рисков устанавливаются:
- причины возможного возникновения рисков;
- способы уменьшения вероятности возникновения рисков. В том числе разрабатываются альтернативные варианты реализации Программы, позволяющие снизить вероятность рисков;
- способы преодоления рисковых ситуаций в случае их возникновения;
- ресурсы и ответственные за преодоление рисковых ситуаций в случае их возникновения.
5. Приложения к Программе, включая систему программных мероприятий.
В приложении к Программе в разрезе целей и задач указываются программные мероприятия, сроки исполнения мероприятий, необходимые объемы финансирования мероприятий, включая разбивку по источникам финансирования, ответственные исполнители и ожидаемые показатели результата реализации мероприятий.
Перечень мероприятий оформляется по форме:
Перечень программных мероприятий
Цель Программы
Задача Программы
Наименование мероприятия
Срок исполнения
Исполнитель
Объем финансирования (всего)
В том числе
бюджет ОУвнебюджетные источникиместный бюджет
Система программных мероприятий включает также мероприятия правового обеспечения реализации Программы: при необходимости разработку и принятие нормативных правовых актов, а также внесение изменений и дополнений в действующие.
Нормативно-правовое обеспечение реализации Программы
№ п/п
Содержание мероприятия
Показатели, на достижение которых направлено мероприятие
Вид документа
Новый документ или внесение изменений в существующий
Сроки мероприятия ответственный
Исполнитель