Часто задаваемые вопросы

1. Вопрос: Какой тариф на жилищные услуги должен быть для собственников нежилых помещений?
ОТВЕТ: В соответствии со ст. 39, 156 (части 3,7,8) и ст. 158 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 1 кв.м. общей площади помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. То есть, собственники нежилых помещений обязаны нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме наравне собственниками жилых помещений.

2. Вопрос: Почему расчет платы за пользование лифтом производится исходя из площади квартиры, а не количества проживающих, на основании каких документов это делается? Почему плата за лифт взимается и с жителей 1 и 2 этажей, которые не пользуются лифтом?
ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, а также и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В силу статьи 290 Гражданского кодекса РФ собственникам помещений (квартир) в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование. Лифты и лифтовые шахты входят в состав общего имущества многоквартирного дома (ст.36 Жилищного кодекса РФ, пункт 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491), а значит и расходы по их содержанию и ремонту включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения (включая содержание и ремонт лифта) определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения (ст.156 Жилищного кодекса РФ).
Собственники содержат общее имущество многоквартирного дома соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество (ст.158 Жилищного кодекса РФ), а доля определяется исходя из площади жилья, т.е. от кв. метра.
Необходимость распределение затрат за обслуживание пассажирским лифтом на общую площадь жилого помещения с учетом 1 и 2 этажа, вызвана нормами вышеуказанного жилищного законодательства. Жители 1 и 2 этажей, которые не пользуются лифтом, также должны оплачивать его содержание и ремонт, поскольку это общее имущество, принадлежащее всем проживающим в доме на праве долевой собственности. То есть жители платят не за пользование лифтом, а за его содержание.
Также, Решением Верховного суда от 26.05.2005 № ГКПИ05-588 подтверждено обязательное участие в содержании и ремонте пассажирских лифтов, как общего имущества многоквартирного дома, нанимателей и собственников жилых помещений, проживающих на первых этажах дома.

3. Вопрос: Куда обращаться за предоставлением информации о порядке предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, при недостаточном уровне доходов семьи для оплаты жилищно-коммунальных услуг.

ОТВЕТ: Данные вопросы находятся в компетенции Департамента социальной защиты населения Администрации Томской области (адрес: 634021, г.Томск, ул. Шевченко, 24, тел.: 498-019, факс: 442-619, E-mail: dszn@socialwork.tomsk.gov.ru).

Порядок предоставления субсидии установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Право на субсидию имеют:
1. Пользователи жилого помещения, проживающие по договору социального найма (найма) в государственном или муниципальном жилищном фонде;
2. Наниматели по договору найма в частном жилищном фонде;
3. Собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома);
4. Члены жилищного и жилищно-строительного кооператива;
5. Члены семей, зарегистрированные по месту жительства совместно с вышеуказанными лицами.
Субсидия предоставляется гражданам Российской Федерации, не имеющим задолженности по оплате ЖКУ либо предоставившим соглашение о сроках ее погашения.
Субсидия назначается сроком на 6 месяцев и выплачивается ежемесячно путем перечисления на банковский счет получателя либо доставляется через организации почтовой связи. Размер субсидии не может превышать фактических расходов семьи на оплату ЖКУ.
Законом Томской области от 08.06.2006 № 123-ОЗ установлены дополнительные меры социальной поддержки населения по оплате ЖКУ:
1. Получателям субсидий из числа:
- инвалидов,
- неработающих одиноко проживающих пенсионеров по старости и (или) инвалидности,
- неработающих отдельно проживающих супружеских пар пенсионеров по старости и (или) инвалидности,
- неработающих совместно проживающих пенсионеров по старости и (или) инвалидности,
- неработающих пенсионеров по старости и (или) инвалидности, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей,
- многодетных семей с 3 и более несовершеннолетними детьми,
- семей, имеющих детей-инвалидов,
- лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся студентами дневного отделения среднего профессионального образования в возрасте до 21 года и высшего профессионального образования в возрасте до 23 лет,
- инвалидов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и проживающих совместно с ними членов их семей,
- тружеников тыла,
- участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненных к ним категорий, семей, потерявших кормильца из числа названных категорий граждан
при наличии общей площади жилья, превышающей установленный норматив, предоставляется ежемесячная компенсационная выплата на оплату дополнительной площади жилого помещения, но не более 25 кв. м.
Общий размер субсидии и компенсации на оплату дополнительной площади не может превышать фактических расходов семьи на оплату ЖКУ.
2. Гражданам, проживающим в домах с печным отоплением и не получающим субсидию на приобретение и доставку твердого топлива, назначается ежегодная денежная выплата на приобретение и доставку твердого топлива.
Для назначения денежной выплаты на твердое топливо предоставляются документы, предусмотренные для назначения субсидии (за исключением квитанций на оплату ЖКУ), и документ, подтверждающий наличие печного отопления (технический паспорт, выписка из похозяйственной книги, справка жилищных органов, справка органов местного самоуправления).
Денежная выплата на твердое топливо предоставляется на 12 месяцев и выплачивается единовременно за весь срок ее предоставления.

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ:
в г. Томске – в пункты приема граждан по следующим адресам:
Кировский район – пр. Кирова, 58 (тел. 56-10-55);
Ленинский район – пр. Ленина, 199 (тел. 40-84-51) и ул. Говорова, 25 (тел. 62-52-26);
Советский район – ул. Котовского, 19 (тел. 55-37-95);
Октябрьский район - ул. И. Черных, 129/1 (тел. 64-61-82) и ул. Больничная, 2/1 (тел. 65-70-43).

Что касается льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с Положением «Об оказании мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденным решением Думы Города Томска от 21.12.2010 №55, льготы предоставляются:
- гражданам, получающим коммунальные услуги от децентрализованных источников - на сумму разницы между утвержденными тарифами для централизованных и децентрализованных поставщиков коммунальных услуг;
Справочно: Под централизованными поставщиками коммунальных услуг в понимаются организации, объемы оказания коммунальных услуг, населению которых самые значительные на территории муниципального образования "Город Томск".
- гражданам, проживающим в домах, в которых по объективным причинам фактические объемы тепловой энергии, затраченные на отопление, превышают соответствующие объемы тепловой энергии, рассчитанные на основании утвержденных в установленном порядке тарифов - на стоимость объема тепловой энергии, получаемого в виде разницы между фактическими объемами тепловой энергии, затраченными на отопление, и соответствующими объемами тепловой энергии, рассчитанными на основании нормативов потребления.
Расчет размера указанных льгот осуществляется организациями, предоставляющими коммунальные услуги гражданам, и отражается в квитанциях на оплату соответствующих коммунальных услуг (постановление администрации г.Томска от 27.01.2010 №49). Уполномоченный орган администрации г.Томска заключает с такими организациями договоры на предоставление коммунальных услуг в пользу граждан и оплачивает организациям из бюджета г.Томска.
Кроме того, муниципальная денежная выплата на оплату жилищно-коммунальных услуг выплачивается ежемесячно в твердом размере на гражданина и одного совместно проживающего члена семьи:
- 250 руб. - гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, ветеранам боевых действий на территории других государств и Российской Федерации, военнослужащим срочной службы, выполнявшим воинский долг в условиях вооруженных конфликтов на территории Республики Таджикистан;
- 150 руб. - неполным семьям, имеющим 2 и более несовершеннолетних детей;
- 100 руб. - многодетным семьям, имеющим 3 и более несовершеннолетних детей.
По вопросу получения муниципальной денежной выплаты и льгот по оплате ЖКУ необходимо обращаться в Единый расчетный кассовый центр по адресу: ул. Герцена, 72/4, тел.: 58-44-00, а также в управление социальной политики администрации г.Томска по адресу: ул. Гоголя, 12/1, тел.: 53-01-05.

4. Вопрос: Почему плата за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов осуществляется с квадратного метра, а не с количества человек проживающих в квартире?
ОТВЕТ: Данный вопрос является одним из наиболее часто задаваемых населением и не только нашего города, но и других регионов.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, работы и услуги по вывозу твердых бытовых отходов, ремонту и обслуживанию лифтов включаются в содержание общего имущества многоквартирного дома. Структура оплаты за жилое помещение, установленная статьей 154 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 №188-ФЗ, предусматривает плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в том числе работ по обслуживанию лифтового хозяйства и вывоз мусора). Статьей 158 ЖК РФ и пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

5. Вопрос: Осуществляется ли надзор и контроль за управляющими компаниями и ТСЖ со стороны органов регулирования?
ОТВЕТ: Контроль за выполнением договорных обязательств между собственниками помещений многоквартирного дома и управляющей организацией, в первую очередь лежит на собственниках помещений многоквартирного дома, которые выбрали данную управляющую организацию для управления домом и фактически своими деньгами содержат ее. Порядок и качество выполнения работ и услуг управляющей организацией, зависит от степени контроля и участия самих собственников.
Привлекать к ответственности управляющую или обслуживающую организацию за нарушение действующего законодательства уполномочены следующие органы: Прокуратура, Государственная жилищная инспекция Томской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области.
Что сделано в настоящее время администрацией г.Томска по решению этого вопроса. Во-первых, подготовлено распоряжение администрации Города Томска «О порядке проведения мониторинга жилищных организаций, оценки эффективности деятельности жилищных организаций и информирования граждан муниципального образования «Город Томск» о результатах мониторинга». В соответствии с ним начиная с 2011г. два раза в год будет проводиться мониторинг и оценка качества работы жилищных организаций. Результаты мониторинга – рейтинг жилищных организаций будет размещаться на сайте администрации и публиковаться в СМИ. Указанный рейтинг поможет собственникам определиться с выбором управляющей или обслуживающей организации.

Также в настоящее время создана саморегулируемая организация по контролю за деятельностью УК – Некоммерческое партнерство «Томжилкомплекс» (юридический адрес: 634050, г.Томск, пр.Ленина, 30/2, фактический адрес: 634061, г.Томск, ул.Герцена, 46/1, телефон/факс: 214-119, E-mail: office@gkh-tomsk.ru). Цель саморегулируемой организации - повысить качество жизни населения области путем улучшения качества жилищно-коммунальных услуг и повышения эффективности функционировании ЖКХ. Основные задачи:

· повышение заинтересованности граждан в самостоятельном управлении принадлежащим им имуществом;
· создание эффективной системы управления в жилищно-коммунальном комплексе, основанной на конкурсном отборе подрядчиков в сфере управления и эксплуатации жилищного фонда и инженерной инфраструктуры;
· создание системы бюджетного управления финансовой деятельностью организаций жилищно-коммунальной отрасли;
· совершенствование системы социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;
· обеспечение эффективной работы объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры.

6. Вопрос: Что входит в состав работ по управлению многоквартирным домом?
ОТВЕТ: К числу основных услуг и работ по управлению многоквартирным домом относятся:
· планирование работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (подготовка предложений о перечнях, объемах и качестве услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества);
· планирование работ по капитальному ремонту;
· разработка рекомендаций по методам и техническим решениям устранения обнаруженных по результатам осмотров общего имущества в многоквартирных домах дефектов;
· организация и проведение конкурсов по выбору подрядных организаций для выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества;
· участие в подготовке проектов договоров (в их технической части) на выполнение работ и услуг по содержанию;
· работа с ресурсоснабжающими предприятиями по подготовке проектов договоров (в технической части) на приобретение коммунальных ресурсов;
· осуществление контроля состояния и использования общего имущества в многоквартирных домах и предоставления коммунальных услуг (обеспечение установленных требований к содержанию общего имущества в многоквартирных домах);
· обеспечение безопасной эксплуатации зданий и сооружений, осуществление контроля за содержанием и ремонтом общего имущества подрядными организациями; оформление актов осмотров;
· оценка соответствия эксплуатируемых объектов установленным требованиям, проведение эксплуатационного контроля, регистрация результатов осмотров в журнале эксплуатации;
· осуществление контроля и обеспечение работ по подготовке общего имущества в многоквартирных домах к сезонным условиям эксплуатации;
· контроль качества и объема выполненных работ и предоставленных услуг, приемка произведенных работ и услуг;
· прием и регистрация заявок от потребителей, ведение учета работ по содержанию и ремонту общих мест пользования;
· анализ причин аварийных ситуаций и разработка предложений по их устранению;
· обеспечение потребителей информацией о требованиях к качеству и допустимой продолжительности перерывов при выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества и оказании коммунальных услуг, сроках их предоставления и размерах финансовых санкций за нарушение установленных требований;
· проверка соблюдения потребителями ЖКУ требований к использованию помещениями и общим имуществом в МКД;
· планирование финансовых и технических ресурсов;
· осуществление систематического контроля над качеством услуг, работ подрядчиков и за исполнением договорных обязательств;
· оплата работ и услуг подрядчиков в соответствии с заключенными договорами и с учетом штрафных санкций за ненадлежащее качество работ и услуг;
· сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги;
· ведение технической документации на переданные в управление объекты;
· работа с населением, в том числе рассмотрение обращений и жалоб по качеству обслуживания; взыскание задолженности по оплате ЖКУ;
· выполнение диспетчерских функций по приему заявок от населения;
· выполнение функций, связанных с регистрацией граждан (ведение паспортной работы, взаимодействие с органами правопорядка и др.).
Указанный объем работ управляющей компании может быть расширен в зависимости от желания собственников жилых помещений по решению общего собрания. В зависимости от состава работ по управлению и стоимость этих работ будет варьироваться.

7. Вопрос: Регулирует ли кто-нибудь цены на дополнительные услуги управляющих компаний, например - по замене смесителя, батареи в квартире и т.д?

ОТВЕТ: В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. В договоре управления должны быть указаны: состав общего имущества многоквартирного дома; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, порядок изменения такого перечня; порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и т.д. Кроме того, любая управляющая компания может оказывать ряд платных услуг и работ по содержанию и ремонту жилья, не входящих в состав тарифов на содержание жилья и текущий ремонт. На все виды таких работ составляется отдельная калькуляция. Сейчас каждая управляющая компания вправе устанавливать свои расценки на дополнительные платные услуги. В данных случаях цены являются договорными и никем не регулируются. Информацию по оказанию платных услуг управляющая компания должна размещать в местах, доступных для ознакомления жильцами. Оплату за выполненные работы жильцам необходимо осуществлять только в кассу управляющей компании, а не напрямую слесарю или мастеру. Последние, в отличие от бухгалтерии управляющей компании, квитанцию не выдают, а, следовательно, и за качество работ спросить будет потом не с кого. Во избежание таких ситуаций рекомендуем жильцам многоквартирного дома перед заключением новых договоров управления, отдельно оговорить со своими компаниями вопрос оказания дополнительных платных услуг: стоимость и параметры качества.

8. Вопрос: Имеют ли право жильцы дома (собственники квартир) потребовать от управляющей компании отчет по затратам на содержание и ремонт общего имущества за прошедший год? В какой форме необходимо обратиться к управляющей компании для предоставления этого отчета? Необходимо ли заявление (письмо) от всех жильцов, (собственников квартир) или достаточно от одного жильца? На какие нормативные документы необходимо ссылаться? Куда обращаться если управляющая компания отказывает в предоставлении такого отчета?

ОТВЕТ: В соответствии с п.1 ст.162 Жилищного Кодекса РФ между управляющей компанией и каждым собственником помещения в многоквартирном доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания о выборе способа управления и управляющей компании. В договоре управления (п.3 ст. 162 ЖК РФ) должен быть определен порядок осуществления контроля выполнения управляющей организацией ее обязательств по договору, в том числе виды и сроки предоставления отчета. В случае если договор управления не оговаривает условия предоставления отчета, то согласно п.11 ст.162 Жилищного Кодекса РФ управляющая организация обязана ежегодно в течение первого квартала текущего года предоставить собственникам помещений в многоквартирном доме отчет за предыдущий год. Если отчет не представлен, для его предоставления целесообразно обратиться в управляющую компанию в письменном виде. Письмо должно быть подписано председателем, членами домового комитета или лицом, уполномоченным действовать от имени собственников многоквартирного жилого дома. Если управляющая компания отказывает в предоставлении отчета, рекомендуем Вам обратиться в суд с исковым заявлением. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства №731 от 23.09.2010 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», управляющая компания обязана раскрывать информацию о выполняемых работах, оказанных услугах по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и их стоимости. Информация размещается на официальном сайте УК либо на сайте органов местного самоуправления, на информационных стендах в помещении УК, а также опубликовывается в официальных СМИ и предоставляется на основании письменных запросов.

9. Вопрос: Почему плата за уборку подъездов берется с кв. метра площади квартиры, ведь моют не в квартире?

ОТВЕТ: В соответствии с п.3 ст.30 Жилищного Кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, а также и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В состав общего имущества в соответствии со ст. 36 Жилищного Кодекса РФ входят межквартирные лестничные площадки, лестницы и коридоры, а значит и расходы по их содержанию и ремонту включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения (ст.156 Жилищного Кодекса РФ).
Собственники содержат общее имущество многоквартирного дома соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество (ст.158 ЖК РФ), а доля определяется исходя из площади жилья, т.е. от кв.метра.