Доклад о результатах и основных направлениях деятельности управления культуры администрации города Томска на 2011 -2013 гг.

ДОКЛАД
о результатах и основных направлениях деятельности
управления культуры администрации города Томска
на 2011 -2013 гг.

Введение.


Доклад о результатах и основных направлениях деятельности управления культуры администрации города Томска (далее – Доклад) подготовлен в соответствии с постановлением Мэра города Томска от 16.05.2007 № 278, а также Методическими рекомендациями по подготовке Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования муниципального образования «Город Томск».
Доклад разработан с целью развития системы программно-целевого управления, расширения применения в бюджетном процессе методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированных на результаты, для формирования перспективного финансового плана и проекта бюджета отрасли культуры города Томска.
Управление культуры администрации Города Томска (далее – управление культуры) входит в состав органов управления администрации города Томска.
Управление культуры в рамках полномочий осуществляет управленческие функции по решению вопросов местного значения в сфере культуры, поддерживает и развивает различные виды культурной деятельности в городе Томске. Эта работа осуществляется, прежде всего, через систему муниципальных учреждений культуры. В число муниципальных учреждений, подведомственных управлению культуры как субъекту бюджетного планирования, входят: 10 муниципальных учреждений (МУ) дополнительного образования детей художественной направленности (детские художественные, музыкальные школы, школы искусств – ДХШ, ДМШ, ДШИ), муниципальное учреждение «Музей истории Томска» (МИТ), муниципальное учреждение «Муниципальная информационная библиотечная система» (МИБС), в составе которой 25 муниципальных публичных библиотек, 6 муниципальных учреждений клубного типа.


Раздел I. Цели и задачи деятельности.

Основой для выделения стратегических целей управления культуры являются Конституция РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ), ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (№ 199-ФЗ), Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 1244-р, Закон Томской области «О реализации государственной политики в сфере культуры и искусства на территории Томской области» от 31.05.2007, Устав города Томска, Положение об управлении культуры администрации города Томска, Стратегия развития города Томска до 2020 г., Программа социально-экономического развития города Томска на 2007-2012 гг.
Миссией управления культуры, определяющей приоритеты его деятельности, является «Развитие и реализация культурного и духовного потенциала жителей как основы целостности, устойчивого и динамичного развития города Томска».
В современном мире культура является важнейшим фактором, обеспечивающим духовное развитие, экономический рост, социальную стабильность, национальную безопасность и развитие институтов гражданского общества. Успешность процесса развития города Томска существенным образом определяется качественным обновлением культурных процессов. Развитие культуры будет способствовать положительному имиджу Томска, как современного образовательного и культурного города, возрастанию влияния Томска на культурную жизнь Сибирского региона. Формирование мультикультурной среды обеспечит существование и развитие интеллектуального потенциала жителей высокого уровня.
Стратегическими целями управления культуры как субъекта бюджетного планирования являются:
цель 1 - обеспечение прав жителей города Томска на доступ к культурным ценностям, информации, знаниям;
цель 2 - обеспечение свободы творчества и прав жителей города Томска на участие в культурной жизни;
цель 3 - создание условий для массового отдыха жителей города Томска.
Данные цели управления культуры вносят вклад в реализацию Стратегии развития города Томска до 2020 г. и всемерно способствуют повышению качества жизни томичей через создание качественной городской среды.
Первая стратегическая цель - обеспечение прав жителей города Томска на доступ к культурным ценностям, информации, знаниям - направлена на реализацию соответствующего права граждан РФ, установленного в статье 44 Конституции РФ.
Свободный доступ к культурным ценностям и ознакомление с культурным наследием РФ является важнейшим из инструментов формирования общественного сознания и целостной системы духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни, особенно подрастающего поколения.
Обеспечение данного права осуществляется на муниципальном уровне, главным образом, через создание возможности для населения получения доступа к культурным ценностям (памятники истории и культуры, музейный фонд, библиотечный фонд и пр.) путём обеспечения их сохранности, пополнения, представления и использования.
Достижение первой стратегической цели предполагает решение двух тактических задач:
ЗадачиПоказатели конечного результата
1.1. Обеспечение беспрепятственного доступа населения к информационно-библиотечным ресурсам.Число пользователей библиотек.
Число посещений библиотек.
Объём библиотечного фонда.
1.2. Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям посредством предоставления музейных услуг и организации сохранности музейных фондов. Количество единиц хранения основного музейного фонда.
Число посещений музея.
Целями муниципальной политики в области библиотечного обслуживания населения является содействие созданию и функционированию системы библиотечного обслуживания, способной обеспечить жителям максимально быстрый, полный и свободный доступ к информации и знаниям, а также сохранение национального культурного наследия, хранящегося в библиотеках.
Приоритетными направлениями в рамках данной задачи являются:
- организация и стимулирование процесса модернизации муниципальных библиотек и библиотечного обслуживания населения;
- содействие созданию развитой сети библиотечного обслуживания населения в соответствии с социальными нормативами и генеральным планом развития города Томска.
Актуальными направлениями деятельности в отношении музейного обслуживания населения, осуществляющего сохранение и использование культурного наследия, являются:
- расширение спектра услуг, предоставляемых муниципальным музеем, а также разнообразия форм его деятельности, их актуализация в соответствии с выявленными интересами и потребностями реальных и потенциальных посетителей;
- внедрение информационных технологий в деятельность по комплектованию, научной обработке, учёту, хранению музейных фондов, а также экспозиционно-выставочную деятельность музея.
Вторая стратегическая цель - обеспечение свободы творчества и прав жителей города Томска на участие в культурной жизни - направлена на реализацию установленных в статье 44 Конституции РФ прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.
Достижение второй стратегической цели предполагает решение двух тактических задач:
ЗадачиПоказатели конечного результата
2.1. Обеспечение потребности жителей города Томска в услугах по предоставлению дополнительного образования художественно-эстетической направленности.Количество учащихся, получающих дополнительное образование в детских школах художественной направленности.
Количество учащихся - участников выставок и конкурсов различного уровня.
2.2. Обеспечение свободы творчества и прав жителей города Томска на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.Количество проведённых культурно-досуговых мероприятий.
Количество участников культурно-досуговых мероприятий.
Количество культурно-досуговых формирований.
Приоритетными направлениями в рамках задачи по предоставлению услуг дополнительного образования художественной направленности является :
- создание условий для получения дополнительного образования художественно-эстетической направленности, путём приведения количества образовательных учреждений в соответствие с социальными нормативами;
- выявление и поддержка молодых дарований;
- расширение спектра услуг в области художественного образования и эстетического воспитания детей.
В рамках решения этой задачи предполагается продолжение работы по обеспечению доступности дополнительного образования художественной направленности, модернизации деятельности образовательных учреждений отрасли культуры. Для этого необходимо постоянно осуществлять введение новых специальностей, внедрение новых интерактивных программ обучения, издание современных методических материалов для образовательных учреждений в сфере культуры.
Свобода творчества и реализация прав жителей города Томска на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры обеспечивается путём организации работы муниципальных учреждений культурно-досугового типа.
Основными направлениями муниципальной политики в рамках решения данной задачи являются:
- увеличение разнообразия форм предоставления муниципальной услуги (концерт, спектакль, конкурс, народное гуляние, фестиваль, дискотека, выставка и пр.) в соответствии с запросами и потребностями жителей города Томска
- создание развитой инфраструктуры муниципальных культурно-досуговых учреждений;
- создание условий для сохранения, развития и совершенствования профессионального искусства и любительского творчества через организацию деятельности клубных формирований;
- популяризация народного художественного творчества.
Третья стратегическая цель - создание условий для массового отдыха жителей города Томска - направлена на удовлетворение потребностей населения города в активном и полноценном отдыхе, а также создание инвестиционно привлекательного климата с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов для обустройства современной рекреационной зоны в черте города Томска.
Достижение третьей стратегической цели предполагает решение следующей тактической задачи:
ЗадачиПоказатели конечного результата
3.1. Создание благоприятных, комфортных, безопасных и доступных условий для массового отдыха населения на городском пляже «Семейкин остров».Количество посетителей пляжа.
В настоящее время основным местом массового отдыха жителей и гостей города Томска в летний период является пляж «Семейкин остров», расположенный на правом берегу реки Томи.
Учитывая климатические особенности региона - континентально-циклонический климат, относительно короткое лето с обильным количеством осадков, - средняя продолжительность официального пляжного сезона в городе Томске составляет от полутора до двух месяцев, следовательно, необходимо в сжатые сроки обеспечить достаточные условия для привлечения на пляж большего количества посетителей, а именно:
- создание развитой инфраструктуры пляжа и благоприятных санитарных условий;
- организация безопасности людей на территории и акватории пляжа;
- комплектование пляжа необходимым оборудованием и т.д.

Таким образом, для реализации поставленных целей и задач насущной необходимостью становится комплексная (системная и последовательная) модернизация отрасли культуры города Томска, предполагающая доведение инфраструктурной, материально-технической и кадровой составляющих творческой деятельности, а также форм и принципов создания и распространения культурных ценностей до уровня отраслевых стандартов и требований. Эту работу необходимо вести по следующим основным направлениям:
· модернизация материально-технической базы муниципальных учреждений культуры;
· модернизация инфраструктуры муниципальных учреждений культуры (капитальный ремонт существующих и строительство новых зданий).
Мониторинг предлагаемых показателей эффективности деятельности управления культуры будет осуществлён на основе анализа данных ведомственной статистики (в рамках текущего финансирования), а также путём участия в комплексных общегородских социологических исследованиях по изучению удовлетворённости населения города Томска качеством и количеством социальных услуг.
Значения основных показателей деятельности управления культуры и его подведомственных учреждений, характеризующих достижение целей и задач в отчётном и плановом периодах, а также их целевые значения, представлены в Приложении 1.
Раздел II. Формирование доходов и расходные обязательства.

Поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности отрасли культуры формируются из средств, полученных муниципальными учреждениями, подведомственными управлению культуры, в результате оказания платных услуг населению, спонсорской помощи, а также добровольных пожертвований на развитие отрасли культуры в целом.
Объёмы поступлений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в муниципальных учреждениях отрасли культуры города Томска отражены в Приложении 2.
Общий объём исполняемых управлением культуры расходных обязательств в отчётном периоде (2009 г.) составил 175 491 тысяч рублей – средства бюджета города Томска, 20 458,7 тысяч рублей – внебюджетные средства; в текущем периоде (2010 г.) 183 315 тысячи рублей – средства бюджета города Томска, 25 328,2 тысяч рублей – внебюджетные средства. Данные об исполняемых расходных обязательствах управления культуры, как субъекта бюджетного планирования в период с 2008 по 2010 гг. и с 2011 по 2013 гг., представлены в Приложении 3.
В Приложении 3 к Докладу бюджетные расходы управления культуры, как субъекта бюджетного планирования, распределены по соответствующим нормативно-правовым актам, устанавливающим расходные обязательства. В дальнейшем работа по уточнению и детализации перечня расходных обязательств будет продолжена.
В качестве основы для определения объёмов бюджетного финансирования на 2011 г. приняты объёмы бюджетного финансирования на 2010 г., скорректированные в сторону увеличения материальных затрат с учётом индекса-дефлятора, рекомендованного Министерством экономического развития и торговли РФ, и дополнительной потребности в средствах муниципального бюджета на проведение дополнительных мероприятий по реорганизации бюджетных учреждений, на проведение реставрации музейных фондов и капитального ремонта зданий и сооружений, проведение дополнительных мероприятий ведомственных целевых программ в сфере культуры.
Объём и структура основной части расходных обязательств предопределены ранее принятыми законодательными и другими нормативными актами, заключёнными договорами и соглашениями.
Оценка размеров расходных обязательств была осуществлена в основном с помощью планового метода путём корректировки расходов на реализацию действующих обязательств, распределённых по статьям экономической классификации (согласно утверждённым сметам расходов), на индекс-дефлятор.
Расчёт расходов по каждой статье производился на основе фактических затрат предыдущего периода, конкретных целей и задач деятельности, тематических планов и программ, а также отдельных действующих нормативов (установленных лимитов на коммунальные услуги, горюче-смазочные материалы, услуги связи).
Раздел III. Целевые программы и непрограммная деятельность.

В 2010 г. управление культуры являлось исполнителем городских целевых программ «Старшее поколение» на 2009-2010 гг. и «Социальная интеграция» на 2009-2011 гг., «Обеспечение пожарной безопасности на объектах социальной сферы муниципального образования «Город Томск» на 2010-2012 годы».
В рамках городской целевой программы «Старшее поколение» в 2010 г. управлением культуры была проведена работа по следующим направлениям:
      · Содействие вокальным ансамблям людей пенсионного возраста, ветеранов войны и труда муниципальных учреждений в концертных выступлениях и гастрольных поездках;
      · Организация и проведение «Ретро-программ» и вечеров отдыха «Кому за …» в муниципальном учреждении «Дворец культуры «Концертно-театральное объединение»;
      · Организация бесплатных кинопоказов с демонстрацией фильмов прошлых лет в муниципальном учреждении «Муниципальная информационная библиотечная система»;
      · Создание благоприятных условий для реализации интеллектуальных, культурных потребностей, личного потенциала жителей города преклонного возраста (работа клубов по интересам для пенсионеров);
      · Организация и проведение творческих встреч молодых дарований, томских писателей с людьми старшего поколения в муниципальном учреждении «Муниципальная информационная библиотечная система».

Объём финансирования управления культуры по городской целевой программе «Старшее поколение» в 2010 г. составил 1 129,8 тысяч рублей.
В рамках городской целевой программы «Социальная интеграция» в 2010 г. управлением культуры была проведена работа по следующим направлениям :
- организация в муниципальных публичных библиотеках фонда изданий специальных форматов;
- приобретение оборудования для прослушивания звуковых книг в муниципальных библиотеках;
- организация культурно-массовой работы с инвалидами.
Объём финансирования управления культуры по городской целевой программе «Социальная интеграция» в 2010 г. составил 494,2 тысячи рублей.
В рамках городской целевой программы «Обеспечение пожарной безопасности на объектах социальной сферы муниципального образования «Город Томск» на 2010-2012 годы» в 2010 г. управлением культуры была проведена следующая работа :
      · ПСД,АПС; ремонт пожарных лестниц; изготовление перегородки 1 типа.
Объём финансирования управления культуры по городской целевой программе «Обеспечение пожарной безопасности на объектах социальной сферы муниципального образования «Город Томск» на 2010-2012 годы» в 2010 г. составил 1830,4 тысяч рублей.
В соответствии с графиком разработки прогноза социально-экономического развития и проекта бюджета муниципального образования «Город Томск» на 2011 – 2013 годы специалистами управления культуры разработаны проекты следующих ведомственных целевых программ на 2011-2013 годы:

1. Ведомственная целевая программа «Создание условий для организации библиотечного обслуживания населения города Томска».
Осуществление мероприятий, намеченных программой, позволит:
- поддерживать и развивать многофункциональную деятельность муниципальных библиотек в городе Томске, закрепив их позиции в культурно-досуговой сфере, приблизив библиотечную систему к запросам населения;
- сохранить возможность свободного бесплатного доступа к информационным, образовательным и культурным ресурсам муниципальных библиотек;
- сберечь для будущих поколений мировое культурное наследие как источник пополнения духовных сил общества и сохранения коллективной памяти, обогащения и развития интеллекта нации.
Срок реализации программы - 2011-2013 гг.
Цель - содействие духовному воспитанию населения.
Задача - обеспечение беспрепятственного доступа населения к информационно-библиотечным ресурсам.
Для эффективной реализации данной программы необходимо выполнение следующих программных мероприятий:
1. Организация деятельности муниципальных библиотек города Томска:
- организация доступа к библиотечному фонду;
- организация справочно-информационного и библиотечного обслуживания запросов пользователей с учётом их интересов, возрастных, физических, социальных, психологических и других особенностей, новых явлений и процессов, происходящих в обществе;
- организация просветительской и культурно-досуговой деятельности для пользователей библиотек;
- комплектование, учёт, хранение библиотечных фондов и информационных ресурсов универсального содержания;
- ведение баз данных, создание информационных и электронных ресурсов по проблемам развития различных сфер жизнедеятельности местного сообщества;
- обеспечение пользователям доступа к информации путём организации собственных Интернет-ресурсов и компьютерных мест свободного пользования в муниципальных библиотеках для доступа к удалённым информационным ресурсам.
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счёт средств бюджета муниципального образования «Город Томск».




Основные показатели реализации программы:
Единица
измерения
Отчетный
период
Плановый
период
2008
год
2009
год
2010
год

(текущий)
2011
год
2012
год
2013
год
Цель (цели) программы содействие духовному воспитанию населения
Число пользователей библиотек
человек
68 617
66 259
67 216
67 200
67 500
67 600
Число посещений библиотек
посещений
591 623
586 911
589 039
589 000
591 000
591 000
Объём библиотечного фонда
экземпляров
639 350
648 535
651 300
653 535
656 035
656 035
Затраты на реализацию
программы – всего, в т.ч.:

местный бюджет;
бюджеты других уровней;
внебюджетные средства
тыс. руб.--36 700

34 554,9
2 145,1
38 657

36 657
2 000
38 657

36 657
2000
36 657

36 657

2. Ведомственная целевая программа «Создание условий для доступа населения к музейным ценностям».
Осуществление мероприятий, намеченных программой, позволит:
- сохранить и увеличить количество единиц фонда МИТ;
- повысить интерес жителей Томска к истории города и края;
- сберечь для будущих поколений культурное наследие города Томска как источник пополнения духовных сил общества и сохранения коллективной памяти, развития интеллекта нации.
Срок реализации программы - 2011-2013 гг.
Цель - содействие историко-культурному просвещению населения.
Задача - обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям посредством предоставления музейных услуг и организации сохранности музейных фондов.
Для эффективной реализации данной программы необходимо выполнение следующих программных мероприятий:
1. Обеспечение реализации процессов комплектования, научной обработки, изучения, учёта и хранения музейных фондов, в т.ч. посредством новых информационных технологий:
- обеспечение комплектования фондов музея, их изучение, сохранение и презентация;
- реставрация музейных предметов;
- организация научных экспедиций (этнографических и археологических);
- модернизация оборудования фондохранилища и выставочных залов;
- оснащение выставочным оборудованием залов музея;
- составление электронного каталога, оцифровка экспонатов;
- издательская деятельность учреждения;
- участие в научно – практических конференциях, обмен опытом.
2. Расширение спектра услуг и разнообразие форм деятельности МИТ:
- осуществление экспозиционной и выставочной работы;
- организация научно-просветительной работы;
- рекламно – популяризаторская деятельность, в т.ч. в сети Интернет;
- музейная педагогика.
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счёт средств бюджета муниципального образования «Город Томск».
Основные показатели реализации программы:
Единица
измерения
Отчетный
период
Плановый
период
2008
год
2009
год
2010
год

(текущий)
2011
год
2012
год
2013
год
Цель (цели) программы содействие историко-культурному просвещению населения
Количество единиц хранения основного музейного фонда
экземпляров
3 977
4 095
4163
4 173
4 185
4 195
Число посещений музея
посещений
36 060
48 158
51 364
52 000
53 000
54 000
Затраты на реализацию
программы –всего, в т.ч.:

местный бюджет;
бюджеты других уровней;
внебюджетные средства
тыс. руб.
-
-
5 020,7

4 623,9
396,8
4 844

4 444
400
4 844

4 444
400
4 444

4 444
3. Ведомственная целевая программа «Создание условий для получения детьми дополнительного образования художественно-эстетической направленности в городе Томске».
Реализация настоящей программы направлена на достижение стратегических целей социально-экономического развития города Томска, в том числе на удовлетворение потребностей граждан в получении художественного образования и приобщение детей и подростков к искусству и культуре.
Осуществление мероприятий, намеченных программой, позволит:
- сохранить и увеличить контингент обучающихся подведомственных образовательных учреждений;
- увеличить число обучающихся — участников выставок и конкурсов различного уровня.
Срок реализации программы - 2011-2013 гг.
Цель - содействие духовному воспитанию детей и подростков.
Задача - обеспечение потребности жителей муниципального образования «Город Томск» в услугах по предоставлению дополнительного образования художественно-эстетической направленности.
Для эффективной реализации данной программы необходимо выполнение следующих программных мероприятий:
1. Организация образовательной, учебно-методической и концертно-просветительной деятельности:
- обучение по дополнительным образовательным программам художественно-эстетической направленности;
- реализация программ развития подведомственных МОУДОД;
- введение новых специальностей, внедрение новых технологий и программ обучения;
- разработка современных методических материалов;
- систематическое повышение квалификации педагогических работников МОУДОД;
- участие коллективов школ в организации и проведении конкурсных, просветительных и воспитательных мероприятий, творческих проектов.
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счёт средств бюджета муниципального образования «Город Томск».
Основные показатели реализации программы:
Единица
измерения
Отчетный
период
Плановый
период
2008
год
2009
год
2010
год

(текущий)
2011
год
2012
год
2013
год
Цель (цели) программы содействие духовному воспитанию детей и подростков
Количество обучающихся, получающих дополнительное образование в детских школах художественной направленности
человек
3 561
3 692
3 544
3 488
3 508
3 528
Количество обучающихся — участников выставок и конкурсов различного уровня
человек
2 856
3 227
4432
3 190
3 190
3 190
Затраты на реализацию
программы – всего, в т.ч.:
    - местный бюджет;
    - бюджеты других уровней;
    - внебюджетные средства
тыс. руб.
-
-
72 256,5

68 082,9
4 173,6
79 397,7

75 352,7
4 045
79 397,7

75 352,7
4 045
75 352,7

75 352,7


4. Ведомственная целевая программа «Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города Томска услугами организаций культуры».
Осуществление мероприятий, намеченных программой, позволит:
- поддерживать и развивать многофункциональную деятельность муниципальных учреждения клубного типа в городе Томске, закрепив их позиции в культурно-досуговой сфере, приблизив культурно-досуговую деятельность к запросам населения;
- сохранить нематериальное культурное наследие, развить художественное и патриотическое воспитание молодёжи, поддержать общественные инициативы.
Срок реализации программы - 2011-2013 гг.
Цель - содействие развитию нравственных и культурных ценностей, преемственности культурных традиций разных поколений.
Задача - обеспечение свободы творчества и прав жителей города Томска на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.
Для эффективной реализации данной программы необходимо выполнение следующих программных мероприятий:
1. Создание условий для обеспечения возможности участия населения города Томска в культурной жизни и пользования учреждениями культуры:
- организация и проведение различных по форме и тематике культурно-досуговых мероприятий: государственных, региональных и местных праздников, народных гуляний;
- проведение концертов, других культурно-зрелищных мероприятий, показ спектаклей, в том числе с участием профессиональных коллективов, исполнителей, авторов;
- создание, развитие и организация работы таких клубных формирований, как муниципальные профессиональные и любительские творческие коллективы в различных жанрах, студии и кружки любительского художественного творчества, любительские объединения, организация работы лекториев, курсов, клубов по интересам по всем направлениям творческой и социокультурной деятельности;
- организация и проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок, проектов и других форм показа результатов творческой деятельности клубных формирований.
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счёт средств бюджета муниципального образования «Город Томск».
Основные показатели реализации программы:
Единица
измерения
Отчетный
период
Плановый
период
2008
год
2009
год
2010
год

(текущий)
2011
год
2012
год
2013
год
Цель (цели) программы содействие развитию нравственных и культурных ценностей, преемственности культурных традиций разных поколений
Количество проведённых культурно-досуговых мероприятий
мероприятий
1 065
1 457
1470
1 320
1 390
1 400
Количество участников культурно-досуговых мероприятий
человек
161 195
156 207
185 973
160 000
161 000
161 000
Количество культурно-досуговых формирований
единиц
85
84
87
84
85
85
Затраты на реализацию
программы – всего, в т.ч.:
    - местный бюджет;
    - бюджеты других уровней;
    - внебюджетные средства
тыс. руб.
-
-
41 839

37 907,4
3 931,6
44 821

40 668
4 153
44 821

40 668
4 153
40 668

40 668

5. Ведомственная целевая программа «Создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения».
Главный социально-экономический эффект реализации программы - создание прочных предпосылок для удовлетворения потребностей населения города и приезжающих туристов в активном и полноценном отдыхе, а также инвестиционно привлекательного климата с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов для обустройства современной рекреационной зоны в черте города Томска.
Осуществление мероприятий, намеченных программой, позволит создать благоприятные, комфортные, безопасные и доступные условия для массового отдыха населения на городском пляже «Семейкин остров» и, как следствие, увеличить число отдыхающих.
Срок реализации программы - 2011-2013 гг.
Цель - организация пляжного отдыха населения и обустройство мест массового отдыха.
Задача - создание благоприятных, комфортных, безопасных и доступных условий для массового отдыха населения на городском пляже «Семейкин остров».
Для эффективной реализации данной программы необходимо выполнение следующих программных мероприятий:
1. Реализация комплекса мероприятий по организации работы городского пляжа «Семейкин остров» в летний период:
- услуги по очистке территории пляжа;
- услуги по очистке дня акватории пляжа;
- услуги по поддержанию общественного порядка, охране имущества;
- услуги по обслуживанию территории пляжа;
- организация безопасности людей на акватории;
- вывоз и захоронение ТБО;
- аренда спасательной моторной лодки с мотором;
- аренда вагончика для охраны и персонала;
- аренда биотуалетов;
- приобретение питьевой воды;
- приобретение расходных материалов и необходимого оборудования;
- полиграфические услуги.
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счёт средств бюджета муниципального образования «Город Томск».
Основные показатели реализации программы:
Единица
измерения
Отчетный
период
Плановый
период
2008
год
2009
год
2010
год

(текущий)
2011
год
2012
год
2013
год
Цель (цели) программы организация пляжного отдыха населения и обустройство мест массового отдыха
Количество посетителей пляжа
человек
9 500
9 500
10 000
10 000
10 500
10 500
Затраты на реализацию
программы – всего, в т.ч.:

местный бюджет;
бюджеты других уровней;
внебюджетные средства
тыс. руб.--402,8

402,8
470,0

470,0
470,0

470,0
470,0

470,0

Вместе с тем, в рамках непрограммной деятельности в 2010г г. управлением культуры были успешно реализованы следующие проекты:
· «Юные таланты города Томска» - поддержка участия одарённых детей в Межрегиональных и Всероссийских конкурсах и фестивалях, проведение мастер-классов для одарённых детей ведущими педагогами страны. Общая сумма проекта – 467 тысяч рублей.
· «Томский ход» - организация и проведение праздничных тематических мероприятий социальной направленности, ориентированных на формирование чувства молодёжного и гражданского единения, общности и государственных интересов и задач. Общая сумма проекта – 5417,4 тысячи рублей.
Краткая характеристика непрограммной деятельности управления культуры администрации города Томска приведена в Приложении 4.

Раздел IV. Распределение расходов по целям, задачам и целевым программам.

Общий объём расходов, отрасли культуры города Томска в отчётном периоде составил:
2008 г. – 200 877 тысяч рублей, из них распределено по целям и задачам 91,1 %;
2009 г. – 195 950 тысяча рублей, из них распределено по целям и задачам 91 %;
2010 г. – 208 632 тысячи рублей, из них распределено по целям и задачам 91,6 %.
В качестве приоритетных направлений в работе учреждений, подведомственных управлению культуры, определены: развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия, обеспечение единого культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения. Это позволяет обеспечить рост социально-культурной активности и потребности в услугах, предоставляемых учреждениями культуры.
Информация о фактических и планируемых бюджетных расходах управления культуры, распределённых по целям, задачам и целевым программам, представлена в Приложении № 5.
В качестве основных факторов, влияющих на объём потребности в финансировании непрограммной деятельности управления культуры и его подведомственных учреждений, являются:
- достигнутый уровень социально-экономического развития региона;
- исторические традиции культурного поведения населения;
- укрепление материально-технической базы МУ культуры и искусства;
- расширение культурно-досуговых услуг, предоставляемых населению;
- информационное обеспечение деятельности МУ культуры и искусства;
- необходимость обеспечения безопасности объектов культуры, музейных и библиотечных фондов;
- темп роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
- необходимость капитального и текущего ремонта зданий, помещений, инженерных сетей и коммуникаций;
- рост потребности в квалификационных кадрах для отрасли культуры и др.
Приоритетным в плане финансирования является направление, связанное с обеспечением свободы творчества и прав жителей города Томска на участие в культурной жизни.
Раздел V. Результативность бюджетных расходов.

Оценка результативности бюджетных расходов управления культуры, как субъекта бюджетного планирования, и её повышение предусматривает:
- формирование системы оценки результативности бюджетных расходов;
- приведение системы управления в соответствие с принципами бюджетирования, ориентированного на результат.
Показатели реализации поставленных задач в отрасли культуры муниципального образования «Город Томск» говорят об определенных положительных тенденциях развития.
1) Организация библиотечного обслуживания населения.
Основным получателем муниципальной услуги по организации библиотечного обслуживания является население города Томска всех возрастных и социальных групп.
В 2010 году в библиотеках МИБС было зарегистрировано 67 216 пользователей ( 66 259 – в 2009 г.).
«Число посещений библиотек» составило за отчётный период 589 039 (586 911 – в 2009 г).
Годовой объём бюджетных средств, затраченных на одного пользователя, в 2010 г. составил 546 руб. С учётом того, что в течение года каждый пользователь в среднем посетил муниципальные библиотеки 8 раз, стоимость муниципальной услуги по организации библиотечного обслуживания населения города составил 68,25 руб.
Важным показателем, обеспечивающим населению наиболее полный доступ к информации и знаниям, является «Объём библиотечного фонда». Данный показатель в 2010 году составил 651 300 экземпляров , что на 2 765 экземпляров больше, чем в 2009 г.
Культурно-просветительная и досуговая деятельность МБ в 2010 году была направлена на реализацию следующих программ, разработанных МИБС, с целью повышения престижа библиотеки, чтения и книги в глазах населения, возрождения традиций семейного чтения, приобщения родителей и детей к чтению:
· «Литературное пространство России». Целью программы являлось возобновление интереса к русской классической литературе, в рамках празднования юбилеев писателей-классиков.
· «Литературное пространство города» - литературная программа краеведческого направления, целью которой является популяризация творчества сибирских писателей и поэтов.
· «Культура добрососедства»- программа по направлению толерантной социализации населения.
· «Культура здоровья» - программа по пропаганде здорового образа жизни.
· «Открывая мир» - программа экологического просвещения и воспитания.
Культурно-досуговая деятельность библиотек шагнула из стен библиотек на улицы города. Всё чаще можно увидеть логотип МИБС на открытых площадках Томска.
· В июне, в рамках празднования Дня города в Томске, состоялся детский праздник «Город Затей», организованный управлением культуры администрации г. Томска. В этот праздничный день сотрудники Муниципальной информационной библиотечной системы провели масштабную акцию «Запишись в библиотеку!» и выступили организаторами поэтического шатра под названием «Мир поэзии». Шатёр включал в себя ряд увлекательных конкурсов: «Мой любимый город», «Ленивый писатель», «Проба пера», «Преображение», в которых смог принять участие и проявить своё поэтическое мастерство, эрудицию и смекалку любой томич независимо от возраста. Всего в работе шатра «Поэзия» приняли участие 272 человека
Основные достижения МИБС в 2010 году:
    · Томск – библиотечная столица России 2010 года. В мае в Томске на высоком уровне прошёл Ежегодный Конгресс Российской библиотечной Ассоциации (РБА). МИБС провела заседание самой многочисленной секции РБА – секции «Публичных библиотек». Результаты этого события активно обсуждаются профессиональной общественностью.
    · В Общероссийском конкурсе «Библиотеки - экологической науке и просвещению» Интернет-сайт «Томская экологическая страница» ( www.ecology.tomsk.ru) занял I место.
2) Организация музейного обслуживания населения.
Всего за 2010 год МУ «Музей истории Томска» посетили 51 364 человека ( 48 158 человек в 2009 году), проведены 285 экскурсия, 115 тематических занятия, 8 праздничных мероприятия, которые посетило 1798 человек; объём основного фонда составил 4163 единиц (4 095 в 2009 году), научно-вспомогательного фонда 2136 единиц (1 806 в 2009 году).
Бюджетные затраты по оказанию муниципальной услуги по организации музейного обслуживания населения города в 2010 г. составили 97,75 руб. на одного посетителя в год.
МУ «МИТ» в своей деятельности стремится к повышению роли музея в организации досуга томичей и гостей города, что, в свою очередь, влияет на совершенствование экспозиционной и культурно-образовательной деятельности. Это наглядно проявляется в тенденции создавать все более привлекательные экспозиции путём воссоздания в них интерьеров, помещения в них действующих моделей и различных вспомогательных технических средств – аудиоаппаратуры, мониторов, компьютеров, а также использовании театрализованных форм работы с посетителем, организации музейных концертов, праздников.


3) Создание условий для организации дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности.
В 2010 году контингент обучающихся по бюджетной форме обучения составил 3544 человека, (3 692 в 2009 году). Уменьшение числа обучающихся связано с необходимостью приведения в соответствие количества обучающихся санитарно-эпидемиологическими требованиям к учреждениям дополнительного образования детей в связи с лицензированием учреждений. По внебюджетной форме обучения число обучающихся увеличилось до 2379 человек ( 2 298 человек в 2009 году)..
Большое количество разнообразных конкурсов и фестивалей, а также устойчивый интерес обучающихся и их преподавателей к творческим соревнованиям способствуют ежегодному увеличению количества их участников. В 2010 году этот показатель составил 4432 человек ( 3 227 человек в 2009 году). Вдвое увеличилось число победителей конкурсов различных уровней- 876 ( в 2009г-436, что несомненно стало подтверждением повышения качества и результативности дополнительного образования в МОУ ДОД.

В 2010 г. на одного бюджетного обучающегося ДМШ, ДХШ и ДШИ в среднем было израсходовано 20 389 руб.
Относительно высокая стоимость данной муниципальной услуги обусловлена спецификой дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности: основной акцент в учебных программах и планах этого вида обучения ставится на проведении индивидуальных занятий, а учебный процесс многих специализаций, таких, как духовые, струнно-смычковые инструменты, вокальное пение и пр. обеспечивается двумя педагогами одновременно.
На сегодняшний день количество обучающихся МОУДОД отрасли культуры города Томска соответствует Социальным нормативам и нормам, утверждёнными Распоряжением Правительства РФ от 3 июля 1996 г. N 1063-р, однако в соответствии с Методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры количество МОУДОД художественно-эстетической направленности в г. Томске должно составлять 22 учреждения.
Работа всех подведомственных МОУДОД в 2010 г. была направлена на приведение в соответствие количества обучающихся и санитарно-эпидемиологических требований, сохранение контингента учащихся, качественное улучшение образовательного процесса, поиск новых форм методической работы, внедрение опытно-экспериментальной деятельности и реализацию новых образовательных проектов. В связи с тем, что современная практика развития системы дополнительного образования сформировала необходимость движения в направлении признания стандартизации со всеми вытекающими из этого требованиями к содержанию программ и организации педагогического процесса, в МОУ ДОД проведена обширная аналитическая работа по пересмотру учебных программ . Стандартом (общим требованием) стала образовательная программа как педагогическая технология - сложная система приемов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимоувязанных задач, содержания, форм и методов организации образовательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на другие, что и создает в итоге определенную структуированную совокупность условий для развития индивидуальности ребенка. В целом за год объём составил 196 переработанных программ.
4) Создание условий для культурно-досугового обслуживания населения.
Конечным продуктом данной деятельности отрасли культуры города Томска является культурно-зрелищное мероприятие: конкурс, фестиваль, концерт, спектакль, выставка и пр.
В 2010 году 188 571 зрителей посетили 1470 культурно-досуговых мероприятия, организованных муниципальными учреждениями культуры и их творческими коллективами. Сумма бюджетных затрат по организации и проведению мероприятий на одного зрителя составила 222 руб.
Основной задачей, стоящей перед отраслью культуры в плановом периоде, является повышение уровня проведения социально-значимых культурных мероприятий в городе Томска, а именно расширение масштабов и обновление содержательной части мероприятий.
Степень вовлечённости населения города Томска в культурно-досуговые мероприятия можно значительно повысить за счёт строительства, либо приобретения здания, пригодного для размещения в нём городского дворца культуры.
5) Организация обустройства мест массового отдыха населения.
В 2010 г. проведены дополнительные работы по обустройству городского пляжа «Семейкин остров» на левом берегу реки Томи, а именно организована работа спасательно-водолазной службы, службы охраны правопорядка, обеспечение отдыхающих питьевой водой, регулярная очистка территории и вывоз мусора, а также подготовлена санитарная зона и приобретено дополнительное оборудование для отдыха.
Летом 2010 г. пляж посетили 10 000 отдыхающих, бюджетные затраты на одного посетителя пляжа составили 40,3 руб.

В целом динамика показателей деятельности отрасли культуры за 2010 год имеет положительную тенденцию. Возрастает востребованность услуг, предоставляемых учреждениями отрасли культуры, создаются благоприятные возможности для творческого и культурного роста населения, расширяется доступ к информационным и культурным ценностям, обеспечивается доступность художественного образования. Это позволяет сделать вывод о благоприятном воздействии деятельности учреждений отрасли на социальную и культурную среду города Томска.
С целью приведения системы управления в соответствие с принципами бюджетирования, ориентированного на результат, управлением культуры в 2011 г. планируется проведение следующих мероприятий:
- внедрение на уровне подведомственных МУ программно-целевых методов управления;
- разработка и дальнейшее внедрение методики определения объёмов бюджетного финансирования подведомственных МУ, исходя из планируемых и достигнутых результатов;
- реализация стратегии развития муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей отрасли культуры;
- совершенствование системы показателей для объективной оценки результативности деятельности управления культуры, как субъекта бюджетного планирования, и подведомственных бюджетополучателей;
- совершенствование системы ведомственной статистики с целью обеспечения возможности расчёта показателей результатов деятельности управления культуры, как субъекта бюджетного планирования, а также результатов реализации программ подведомственными МУ.
Оценка результативности бюджетных расходов управления культуры приведена в Приложении № 5