Глава 4. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления

Статья 25. Структура органов местного самоуправления

1. Структуру органов местного самоуправления составляют:
- Дума Города Томска - представительный орган муниципального образования "Город Томск". В настоящем Уставе понятия "Дума Города Томска", "Дума" используются как равнозначные;
- Мэр Города Томска - глава муниципального образования "Город Томск". В настоящем Уставе понятия "Мэр Города Томска", "Мэр" используются как равнозначные;
- Администрация Города Томска - местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "Город Томск"). В настоящем Уставе понятия "администрация Города Томска", "администрация" используются как равнозначные;
- Счетная палата Города Томска - контрольно-счетный орган муниципального образования "Город Томск". В настоящем Уставе понятия "Счетная палата Города Томска", "Счетная палата" используются как равнозначные.
(в ред. решения Думы г. Томска от 11.10.2011 N 230)

Статья 26. Дума Города Томска

1. Дума является представительным органом Города Томска.
2. Срок полномочий Думы составляет пять лет.
3. В Думу на муниципальных выборах в порядке, установленном действующим законодательством, избираются 37 депутатов (далее в настоящем Уставе - установленная численность депутатов Думы) следующим образом:
1) 10 депутатов Думы избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, в соответствии с законодательством о выборах;
2) 27 депутатов Думы избираются по 27 одномандатным избирательным округам (один округ - 1 депутат).
(п. 3 в ред. решения Думы г. Томска от 03.02.2015 N 1233)
4. Дума реализует свои полномочия путем принятия решений, а также посредством осуществления контрольной деятельности.

Статья 27. Компетенция Думы Города Томска

1. В исключительной компетенции Думы находятся:
1.1. принятие Устава Города Томска и внесение в него изменений и дополнений;
1.2. утверждение бюджета Города Томска и отчета о его исполнении;
1.3. установление, изменение и отмена местных налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах;
1.4. принятие планов и программ развития Города Томска, утверждение отчетов об их исполнении;
1.5. определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
1.6. определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
(пп. 1.6 в ред. решения Думы г. Томска от 04.09.2012 N 500)
1.7. определение порядка участия Города Томска в организациях межмуниципального сотрудничества;
1.8. определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
1.9. контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
1.10. принятие решения об удалении Мэра Города Томска в отставку.
2. К компетенции Думы также относятся:
2.1. принятие решения по результатам ежегодных отчетов Мэра Города Томска в соответствии с п. 7 ст. 34 Устава;
2.2. согласование кандидатур для назначения на должности первого заместителя(-ей) Мэра Города Томска, руководителей финансового органа Города Томска и органа по управлению и распоряжению муниципальной собственностью администрации Города Томска;
(в ред. решения Думы г. Томска от 08.12.2015 N 70)
2.3. избрание на должность и освобождение от должности председателя Думы и его заместителя (заместителей);
2.4. назначение на должность председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты;
2.5. утверждение по представлению председателя Думы, Мэра, председателя Счетной палаты структуры и предельной штатной численности соответствующих органов местного самоуправления;
2.6. определение депутатов Думы, работающих на постоянной основе;
2.7. принятие решения о самороспуске Думы;
2.8. закупка товаров, работ, услуг для обеспечения деятельности Думы;
(пп. 2.8 в ред. решения Думы г. Томска от 04.03.2014 N 955)
2.9. принятие и изменение Регламента Думы;
2.10. утверждение Положения об удостоверении и нагрудном знаке депутата Думы;
2.11. учреждение почетных званий и знаков Города Томска, званий, знаков и грамот Думы;
2.12. формирование Томской городской муниципальной избирательной комиссии;
2.13. принятие решения о проведении местного референдума и муниципальных выборов;
2.14. формирование контрольно-счетного органа Города Томска - Счетной палаты и утверждение Положения о Счетной палате;
(пп. 2.14 в ред. решения Думы г. Томска от 04.09.2012 N 500)
2.15. принятие решений об учреждении органов администрации и утверждение положений об органах администрации, являющихся юридическими лицами, в соответствии с действующим законодательством;
2.16. утверждение основ бюджетного устройства и бюджетного процесса;
2.17. определение порядка осуществления займов;
2.18. утверждение правил благоустройства территории Города Томска;
(пп. 2.18 в ред. решения Думы г. Томска от 11.06.2013 N 734)
2.19. принятие решений о мерах социальной поддержки населения города, определение категорий граждан, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке за счет средств бюджета Города Томска, и установление (отмена) дополнительных льгот, пособий и преимуществ;
2.20. принятие решений о мерах и планах по улучшению состояния окружающей среды;
2.21. внесение предложений в уполномоченный орган государственной власти Томской области о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объектов, обладающих признаками памятника истории и культуры, и об их исключении из государственного реестра;
2.22. принятие решения об установке произведений монументального и декоративно-прикладного искусства;
2.23. установление порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, порядка использования и охраны указанной категории земель;
2.24. утверждение Генерального плана, Правил землепользования и застройки, Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Города Томска, Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Города Томска, Программы комплексного развития социальной инфраструктуры Города Томска;
(в ред. решений Думы г. Томска от 11.06.2013 N 734, от 07.07.2015 N 1336)
2.25. установление порядка присвоения наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах городского округа, изменения, аннулирования таких наименований;
(пп. 2.25 в ред. решения Думы г. Томска от 04.03.2014 N 955)
2.26. установление границ осуществления территориального общественного самоуправления;
2.27. установление порядка принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества, утверждение Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества и утверждение решений об условиях приватизации;
2.28. принятие решения об участии в союзах и ассоциациях, организациях межмуниципального сотрудничества;
2.29. принятие решения о заключении побратимского соглашения от имени Города Томска в соответствии с действующим законодательством;
2.30. осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;
2.31. учреждение печатных средств массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;
2.32. установление порядка привлечения граждан к выполнению социально значимых работ;
2.33. установление порядка осуществления контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и их подотчетности;
2.34. утверждение отчетов о деятельности органов местного самоуправления;
2.34.1. осуществление мер по противодействию коррупции в границах городского округа;
(пп. 2.34.1 введен решением Думы г. Томска от 04.09.2012 N 500)
2.34.2. регулирование вопросов реализации на территории городского округа полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных федеральным законодательством о регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, за исключением полномочий, отнесенных действующим законодательством к ведению иных органов местного самоуправления Города Томска;
(пп. 2.34.2 введен решением Думы г. Томска от 11.06.2013 N 734)
2.34.3. утверждение порядка участия депутата Законодательной Думы Томской области в заседаниях Думы с правом совещательного голоса;
(пп. 2.34.3 введен решением Думы г. Томска от 11.06.2013 N 734)
2.34.4. разработка мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории городского округа, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;
(пп. 2.34.4 введен решением Думы г. Томска от 04.03.2014 N 955)
2.34.5. утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, изменений в местные нормативы градостроительного проектирования;
(пп. 2.34.5 введен решением Думы г. Томска от 11.11.2014 N 1142)
2.35. решение иных вопросов, отнесенных к ее ведению федеральными законами, законами Томской области и настоящим Уставом.

Статья 28. Организация работы Думы Города Томска

1. Организационно-правовой формой работы Думы является собрание.
Собрание созывает председатель Думы.
Порядок созыва и сроки проведения собраний Думы, создания и работы комитетов, постоянных и временных комиссий Думы, иные организационные вопросы деятельности Думы и ее подразделений определяются Регламентом Думы, иными решениями Думы в соответствии с настоящим Уставом и действующим законодательством.
2. Первое собрание Думы созывается не позднее 30 дней со дня ее избрания. Первое собрание Думы открывает старейший по возрасту из присутствующих на собрании депутатов. Очередные собрания Думы проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.
3. Внеочередное собрание созывается в обязательном порядке по инициативе председателя Думы или по требованию Мэра, одного из комитетов Думы или не менее одной трети депутатов от установленной численности депутатов Думы в соответствии с Регламентом Думы.
4. Заседание собрания считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей депутатов от числа избранных депутатов Думы.
5. Собрание Думы ведет председатель Думы, а в его отсутствие - заместитель председателя Думы. В случае отсутствия на собрании председателя Думы и заместителя собрание начинает свою работу с избрания председательствующего из числа присутствующих депутатов, который ведет собрание Думы.
6. Заседания собрания Думы, как правило, являются открытыми. В случаях, предусмотренных Регламентом Думы, могут проводиться закрытые заседания.
7. Мэр и председатель Счетной палаты вправе участвовать в собрании Думы Города Томска либо направить своих представителей.

Статья 29. Структура Думы Города Томска

1. Дума самостоятельно определяет свою структуру.
2. Дума возглавляется председателем. Председатель избирается Думой из своего состава тайным голосованием на первом ее собрании. Председатель Думы избирается на срок полномочий Думы и считается избранным, если за него проголосовало более половины от установленной численности депутатов. Порядок проведения выборов председателя Думы, а также прекращение им своих полномочий определяется Регламентом Думы.
3. Председатель Думы исполняет свои обязанности на постоянной основе.
4. Полномочия председателя Думы:
4.1. организует работу Думы;
4.2. издает постановления и распоряжения;
4.3. представляет Думу в отношениях с населением, органами государственной власти, иными муниципальными образованиями, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и учреждениями;
4.4. координирует деятельность комитетов и комиссий Думы;
4.5. подписывает решения Думы;
(в ред. решения Думы г. Томска от 05.08.2014 N 1070)
4.6. руководит аппаратом Думы, утверждает смету и штатное расписание Думы;
4.7. организует прием граждан, рассматривает заявления и жалобы граждан, принимает по ним решения;
4.8. исполняет иные полномочия в соответствии с настоящим Уставом и Регламентом Думы Города Томска.
5. Заместитель (заместители) председателя Думы избирается(-ются) депутатами Думы из своего состава тайным голосованием.
Порядок проведения выборов заместителя (заместителей) председателя аналогичен порядку проведения выборов председателя Думы.
Полномочия заместителя (заместителей) председателя Думы и их прекращение определяются Регламентом Думы.
6. Из числа депутатов Думы на срок ее полномочий могут создаваться комитеты и комиссии. Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы комитетов и комиссий определяются Регламентом Думы, иными решениями Думы.
7. Для организационного и правового обеспечения деятельности Думы, оказания помощи в работе комитетам, комиссиям и депутатам Дума образует свой аппарат. Организация деятельности аппарата Думы регулируется Регламентом Думы.

Статья 30. Досрочное прекращение полномочий Думы Города Томска

1. Полномочия Думы могут быть прекращены досрочно:
1.1. в случае роспуска Думы в порядке и по основаниям, которые предусмотрены действующим законодательством;
1.2. в случае принятия Думой решения о самороспуске. Решение о самороспуске принимается не менее чем двумя третями голосов от установленной численности депутатов;
1.3. в случае вступления в силу решения Томского областного суда о неправомочности данного состава депутатов Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
1.4. в случае преобразования Города Томска, осуществляемого в соответствии с федеральным законом, а также в случае упразднения Города Томска;
1.5. в случае увеличения численности избирателей Города Томска более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ Города Томска или объединения поселения с городским округом.
2. Досрочное прекращение полномочий Думы влечет досрочное прекращение полномочий ее депутатов.
3. В случае досрочного прекращения полномочий Думы досрочные муниципальные выборы в Думу проводятся в сроки, установленные действующим законодательством.

Статья 31. Депутат Думы Города Томска

1. Депутат Думы избирается на срок полномочий Думы населением Города Томска, обладающим активным избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
Полномочия депутата Думы начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Думы нового созыва, за исключением случая досрочного прекращения полномочий депутата Думы.
2. Депутату Думы обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
3. На постоянной основе свои полномочия осуществляют не более 4 депутатов Думы, определенных решением Думы.
4. Депутат информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
(в ред. решения Думы г. Томска от 05.07.2016 N 272)
5. Депутат имеет удостоверение, подтверждающее его полномочия, а также нагрудный знак.
Положение об удостоверении и нагрудном знаке, их образцы и описание утверждаются решением Думы.
(в ред. решения Думы г. Томска от 05.07.2016 N 272)
6. Депутат обязан участвовать в заседании Думы.
7. Формы деятельности депутата определяются Регламентом Думы.
8. Депутат Думы должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
(п. 8 в ред. решения Думы г. Томска от 08.12.2015 N 70)

Статья 32. Досрочное прекращение полномочий депутата Думы Города Томска

1. Полномочия депутата Думы прекращаются досрочно в случаях:
1.1. смерти;
1.2 отставки по собственному желанию;
1.3. признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
1.4. признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
1.5. вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
1.6. выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
1.7. прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления муниципального образования, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления муниципального образования;
1.8. отзыва избирателями в порядке, установленном действующим законодательством и настоящим Уставом;
1.9. досрочного прекращения полномочий Думы;
1.10. призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
1.11. иных случаях, установленных федеральным законодательством.
1-1. Полномочия депутата Думы прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
(п. 1-1 введен решением Думы г. Томска от 05.04.2016 N 182)
2. Депутат Думы в случае принятия им решения о прекращении полномочий в форме отставки по собственному желанию представляет соответствующее заявление в форме уведомления (далее - заявление в настоящей статье) в Думу на имя председателя Думы. Заявление депутат обязан представить лично.
(в ред. решения Думы г. Томска от 11.10.2011 N 230)
Поступившее в Думу заявление, оформленное с соблюдением требований, предусмотренных настоящим пунктом, не может быть отозвано лицом, его направившим.
(в ред. решения Думы г. Томска от 11.10.2011 N 230)
3. Дума принимает решение о досрочном прекращении полномочий депутата Думы не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между собраниями Думы, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
(п. 3 в ред. решения Думы г. Томска от 11.10.2011 N 230)
4. Полномочия депутата в случае, предусмотренном подпунктом 1.8 пункта 1 настоящей статьи, прекращаются в порядке, установленном статьей 15 настоящего Устава.
5. Полномочия депутата Думы в случае, предусмотренном подпунктом 1.9 пункта 1 настоящей статьи, прекращаются одновременно с прекращением полномочий Думы.

Статья 33. Гарантии деятельности депутата Думы Города Томска

1. Всем депутатам обеспечиваются равные условия для осуществления их полномочий.
Депутату, работающему на постоянной основе, производится выплата в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой муниципальной должностью, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, и выплачивается за счет средств бюджета Города Томска.
2. Дума обеспечивает извещение граждан о дате, месте и времени проведения приема граждан депутатом, безвозмездно предоставляет помещения для приема избирателей, а в необходимых случаях - транспортное средство.
3. Депутат вправе иметь помощников для содействия в осуществлении своих полномочий.
Количество помощников, их права, обязанности и условия труда определяются решением Думы в соответствии с действующим законодательством.
4. Депутат по предъявлении удостоверения имеет право для осуществления своих полномочий беспрепятственно посещать органы государственной власти Томской области, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенные на территории Города Томска (с учетом режима их работы), пользуется правом внеочередного приема их руководителями и иными должностными лицами.
При невозможности приема руководителем депутата он вправе отложить прием на срок не более пяти дней либо с согласия депутата поручить принять его другому лицу.
5. Руководители и иные должностные лица органов государственной власти Томской области, государственных органов Томской области, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, общественных объединений, к которым обратился депутат по вопросам местного значения Города Томска или по вопросам осуществления переданных государственных полномочий, входящих в компетенцию указанных органов, организаций, общественных объединений и должностных лиц, обязаны дать ответ в соответствии с действующим законодательством.
(п. 5 в ред. решения Думы г. Томска от 05.08.2014 N 1070)
6. Депутату обеспечивается возможность беспрепятственного ознакомления с правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления Города Томска.
Информация, отнесенная согласно действующему законодательству к государственной тайне, предоставляется депутату при наличии у него соответствующего допуска.
Отказ в предоставлении данной информации подлежит оформлению в письменном виде.

Статья 34. Мэр Города Томска

1. Мэр Города Томска является главой муниципального образования, высшим должностным лицом Города Томска, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
2. Мэр избирается населением, обладающим активным избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
3. Мэр не вправе быть избранным на должность более двух сроков подряд.
4. Мэр возглавляет администрацию Города Томска.
5. Мэр вступает в должность с момента его регистрации Томской городской муниципальной избирательной комиссией. В день вступления в должность вновь избранного Мэра прекращает исполнение полномочий Мэр, срок полномочий которого истек. Торжественное собрание, посвященное вступлению в должность Мэра, проводится не позднее 15 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов с участием депутатов Думы, членов Томской городской муниципальной избирательной комиссии, должностных лиц органов местного самоуправления города и органов государственной власти Томской области, а также должностных лиц Города Томска и Томской области и представителей общественности. Мэр обращается к населению города с краткой речью, которая должна быть обнародована.
6. В ходе торжественного собрания, посвященного вступлению в должность, Мэр приносит присягу: "Клянусь осуществлять данные мне полномочия исключительно в интересах населения города, всей своей деятельностью способствовать его социально-экономическому развитию и благополучию. Клянусь отстаивать самостоятельность и независимость местного самоуправления, соблюдать и защищать Устав Города Томска".
7. Мэр подконтролен и подотчетен населению и Думе. Мэр представляет Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных Думой. Ежегодный отчет Мэра о результатах его деятельности и деятельности администрации представляется в форме доклада на собрании Думы в порядке, определенном Думой.
(в ред. решения Думы г. Томска от 04.09.2012 N 500)
По результатам заслушивания ежегодного отчета Мэра Думой принимается решение о принятии отчета либо о непринятии отчета и неудовлетворительной оценке деятельности Мэра, которое подлежит официальному опубликованию.
8. Мэр Города Томска должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
(п. 8 введен решением Думы г. Томска от 04.03.2014 N 955)

Статья 35. Компетенция Мэра Города Томска

1. Мэр Города Томска:
1.1. представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования, а также представляет муниципальное образование при осуществлении международных и внешнеэкономических связей;
1.2. подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые решения, принятые Думой;
1.3. издает в пределах своей компетенции муниципальные правовые акты;
1.4. инициирует проведение внеочередного собрания Думы;
1.5. обращается в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в случае если считает, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена его компетенция.
1.6. заключает договоры и соглашения с иными муниципальными образованиями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе иностранными;
1.7. организует и обеспечивает в пределах своей компетенции выполнение решений Думы, постановлений и распоряжений администрации на территории Города Томска;
1.8. назначает и освобождает от занимаемой должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений;
1.9. принимает решения об учреждении печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;
1.10. обеспечивает взаимодействие и участие органов местного самоуправления муниципального образования в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Города Томска;
1.11. осуществляет личный прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан;
1.11.1. осуществляет меры по противодействию коррупции в границах городского округа;
(пп. 1.11.1 введен решением Думы г. Томска от 04.09.2012 N 500)
1.11.2. принимает решение о реализации проекта муниципально-частного партнерства, если публичным партнером является муниципальное образование "Город Томск" либо планируется проведение совместного конкурса с участием муниципального образования "Город Томск" (за исключением случая, в котором планируется проведение совместного конкурса с участием Российской Федерации, субъекта Российской Федерации);
(пп. 1.11.2 введен решением Думы г. Томска от 05.07.2016 N 272)
1.11.3. определяет орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также осуществляет иные полномочия в сфере муниципально-частного партнерства, предусмотренные действующим законодательством;
(пп. 1.11.3 введен решением Думы г. Томска от 05.07.2016 N 272)
1.12. осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Думы.
2. В случае отсутствия Мэра или невозможности исполнения им должностных обязанностей его полномочия осуществляет первый заместитель Мэра. В случае отсутствия Мэра и первого заместителя Мэра полномочия Мэра осуществляются одним из заместителей Мэра в соответствии с муниципальными правовыми актами Мэра, устанавливающими распределение полномочий в администрации Города Томска.
При наличии в структуре администрации нескольких первых заместителей Мэра полномочия Мэра осуществляются в соответствии с муниципальным правовым актом Мэра, устанавливающим распределение полномочий в администрации.

Статья 36. Полномочия Мэра Города Томска по руководству администрацией Города Томска

1. Мэр Города Томска:
1.1. представляет администрацию Города Томска в отношениях с органами местного самоуправления, органами государственной власти, физическими и юридическими лицами, без доверенности действует от имени администрации города;
1.2. определяет основные направления деятельности администрации;
1.3. обеспечивает исполнение администрацией полномочий исполнительного органа местного самоуправления;
1.4. осуществляет общее руководство деятельностью органов администрации, определяет их полномочия;
1.5. представляет на утверждение Думы структуру и предельную штатную численность администрации;
1.6. утверждает положения об органах администрации, не являющихся юридическими лицами;
1.7. утверждает с учетом установленной предельной штатной численности штатное расписание администрации и органов администрации;
1.8. осуществляет полномочия представителя нанимателя (работодателя) в отношении муниципальных служащих администрации;
1.9. назначает на должности муниципальной службы и освобождает от должности заместителей Мэра, руководителей органов администрации и иных должностных лиц администрации, за исключением первого(-ых) заместителя(-ей) Мэра, руководителей финансового органа Города Томска и органа по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, которые назначаются на должность Мэром с согласия Думы Города Томска в порядке, установленном настоящим Уставом;
(в ред. решения Думы г. Томска от 08.12.2015 N 70)
1.10. наделяет отдельными исполнительными, распорядительными и контрольными полномочиями должностных лиц администрации;
1.11. осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом, муниципальными правовыми актами.

Статья 37. Досрочное прекращение полномочий Мэра Города Томска
(в ред. решения Думы г. Томска от 10.09.2013 N 808)

1. Полномочия Мэра прекращаются досрочно в случаях:
1.1. смерти;
1.2. отставки по собственному желанию;
1.3. удаления в отставку в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
1.4. отрешения от должности правовым актом Губернатора Томской области согласно действующему законодательству;
1.5. признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
1.6. признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
1.7. вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
1.8. выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
1.9. прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
1.10. отзыва избирателями в порядке, установленном действующим законодательством и настоящим Уставом;
1.11. установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия Мэра Города Томска;
1.12. в иных случаях, установленных федеральным законом.
2. Полномочия Мэра прекращаются досрочно также в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации в случаях:
1) несоблюдения Мэром, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета, установленного Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";
2) установления в отношении избранного на муниципальных выборах Мэра факта открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда указанное лицо было зарегистрировано в качестве кандидата на выборах Мэра.
3. Мэр в случае принятия им решения о прекращении полномочий в форме отставки по собственному желанию направляет соответствующее заявление в форме уведомления в Думу на имя председателя Думы. В случае невозможности предоставления заявления лично оно предоставляется с нотариальным заверением подписи Мэра в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о нотариате. Днем прекращения полномочий Мэра считается день, указанный в заявлении, а в случае если конкретная дата прекращения полномочий Мэра в заявлении не указана, - день поступления заявления в Думу.
В срок, не превышающий двух дней со дня поступления заявления в Думу, председатель Думы уведомляет о поступлении соответствующего заявления органы местного самоуправления Города Томска, а также опубликовывает текст заявления и направляет заверенную копию заявления в Томскую городскую муниципальную избирательную комиссию. Поступившее в Думу заявление, оформленное с соблюдением требований, предусмотренных настоящим пунктом, не может быть отозвано.
4. В случае досрочного прекращения полномочий Мэра его полномочия временно до вступления в должность вновь избранного Мэра Города Томска исполняет первый заместитель Мэра. В случае отсутствия первого заместителя Мэра или невозможности исполнения им должностных обязанностей полномочия Мэра временно исполняются одним из заместителей Мэра в соответствии с муниципальными правовыми актами Мэра, устанавливающими распределение полномочий в администрации Города Томска.
При наличии в структуре администрации нескольких первых заместителей Мэра полномочия Мэра временно исполняются в соответствии с муниципальным правовым актом Мэра, устанавливающим распределение полномочий в администрации Города Томска.
4.1. Трудовые договоры с муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий Мэра, расторгаются со дня вступления в должность вновь избранного Мэра.
(п. 4.1 введен решением Думы г. Томска от 04.03.2014 N 955)
5. В случае досрочного прекращения полномочий Мэра досрочные выборы Мэра проводятся в сроки, установленные федеральным законом.
6. В случае если избранный на муниципальных выборах Мэр, полномочия которого прекращены досрочно на основании решения Думы об удалении его в отставку, обжалует в судебном порядке указанное решение, досрочные выборы Мэра не могут быть назначены до вступления решения суда в законную силу.
(п. 6 введен решением Думы г. Томска от 11.11.2014 N 1142)

Статья 38. Администрация Города Томска

1. Администрация Города Томска является исполнительно-распорядительным органом Города Томска и в соответствии с настоящим Уставом осуществляет следующие полномочия:
- полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренные настоящим Уставом;
- полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Томской области;
- полномочия по решению вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа, предусмотренных статьей 9 настоящего Устава;
- полномочия по участию в осуществлении иных государственных полномочий, не переданных в соответствии с федеральными законами и законами Томской области, если это участие предусмотрено федеральными законами;
- полномочия по решению иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из компетенции органов местного самоуправления федеральными законами и законами Томской области.
2. Администрацией руководит Мэр на принципах единоначалия.

Статья 39. Структура (перечень органов) администрации Города Томска

1. Администрация формируется Мэром в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.
2. Структура (перечень органов) администрации утверждается Думой Города Томска по представлению Мэра. В структуру (перечень органов) администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации, которые могут быть наделены полномочиями, указанными в пункте 1 статьи 38 настоящего Устава.
3. Отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации могут обладать правами юридического лица. Основаниями для государственной регистрации органов администрации в качестве юридических лиц являются решение Думы об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение по представлению Мэра положения о нем.
(п. 3 в ред. решения Думы г. Томска от 04.09.2012 N 500)
4. Органы администрации Города Томска осуществляют свою деятельность на основании положений об отраслевых (функциональных) и территориальных органах администрации.
5. Заместители Мэра назначаются на должность на срок полномочий Мэра и освобождаются от должности в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом. Заместители Мэра назначаются и освобождаются от должности Мэром, за исключением первого(-ых) заместителя(-ей) Мэра, который(-е) назначается(-ются) на должность Мэром с согласия Думы в порядке, установленном абзацем 2 настоящего пункта.
(в ред. решения Думы г. Томска от 04.03.2014 N 955)
Первый(-ые) заместитель(-и) Мэра назначается(-ются) на должность Мэром с согласия Думы. Согласие о назначении на должность первого(-ых) заместителя(-ей) Мэра оформляется решением Думы. Предложения о кандидатуре(-ах) первого(-ых) заместителя(-ей) вносятся Мэром. Дума обязана рассмотреть вопрос о назначении первого(-ых) заместителя(-ей) Мэра в срок не более 30 календарных дней с момента поступления предложений о кандидатуре(-ах). Одна и та же кандидатура не может быть представлена для получения согласия о назначении на должность более одного раза. Если должность первого(-ых) заместителя(-ей) является вакантной, Мэр вправе назначить заместителя(-ей) Мэра временно исполняющим(-ими) обязанности первого(-ых) заместителя(-ей).
(в ред. решения Думы г. Томска от 08.12.2015 N 70)
В случае отсутствия Мэра или невозможности исполнения им должностных обязанностей внесение предложения о кандидатуре первого заместителя(-ей) в Думу и назначение первого заместителя(-ей) на должность осуществляются одним из заместителей Мэра в соответствии с муниципальными правовыми актами Мэра, устанавливающими распределение полномочий в администрации Города Томска.
6. Руководители финансового органа Города Томска и органа по управлению и распоряжению муниципальной собственностью назначаются на должность в том же порядке, что и первый(-е) заместитель(-и) Мэра.
(п. 6 в ред. решения Думы г. Томска от 08.12.2015 N 70)
7. Отменен. - Решение Думы г. Томска от 04.09.2012 N 500.
Должностные инструкции для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения полномочий Мэра, а также иные должности, замещаемые на основании срочного трудового договора (контракта) в администрации, утверждаются Мэром, а для помощников (советников) лица, замещающего должность муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта), - соответствующим должностным лицом.

Статья 40. Компетенция администрации Города Томска

1. Администрация Города Томска осуществляет следующие полномочия:
1.1. от имени муниципального образования "Город Томск" своими действиями приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, в том числе осуществляет полномочия собственника имущества муниципального образования "Город Томск", выступает в суде от имени муниципального образования "Город Томск";
1.2. представляет на рассмотрение Думы проекты муниципальных правовых актов, а также вопросы, обязательные для рассмотрения на ближайшем собрании Думы;
1.3. заключает договоры и соглашения с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями, физическими и юридическими лицами;
1.4. в порядке, установленном Думой, управляет и распоряжается муниципальной собственностью, осуществляет контроль за владением, пользованием и распоряжением объектами муниципальной собственности;
1.5. выступает учредителем (участником) юридических лиц от имени муниципального образования "Город Томск";
(в ред. решения Думы г. Томска от 01.03.2011 N 78)
1.6. осуществляет функции органа местного самоуправления, уполномоченного за проведением мероприятий, связанных с разграничением государственной и муниципальной собственности на имущество и землю, в соответствии с действующим законодательством;
1.7. осуществляет права собственника имущества муниципального предприятия;
1.8. в соответствии с установленным порядком принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;
1.9. организует в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
(в ред. решения Думы г. Томска от 04.09.2012 N 500)
1.10. осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
(пп. 1.10 в ред. решения Думы г. Томска от 11.10.2011 N 230)
1.11. обеспечивает проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организует строительство и содержание муниципального жилищного фонда, создает условия для жилищного строительства, осуществляет муниципальный жилищный контроль, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
(пп. 1.11 в ред. решения Думы г. Томска от 04.09.2012 N 500)
1.12 - 1.13. отменены. - Решение Думы г. Томска от 04.09.2012 N 500;
1.14. обеспечивает создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа;
1.15. обеспечивает участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа;

Подпункт 1.16 пункта 1 статьи 40 вступает в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции (пункт 2 статьи 67 данного документа).

1.16. обеспечивает организацию охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией;
1.17. обеспечивает организацию первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;
1.18. обеспечивает исполнение мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
1.19. организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организует предоставление дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организует отдых детей в каникулярное время;
(пп. 1.19 в ред. решения Думы г. Томска от 04.03.2014 N 955)
1.20. создает условия для оказания медицинской помощи населению на территории городского округа (за исключением территорий городских округов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
(пп. 1.20 в ред. решения Думы г. Томска от 04.03.2014 N 955)
1.21. создает условия для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа;
(пп. 1.21 в ред. решения Думы г. Томска от 11.10.2011 N 230)
1.22. организует библиотечное обслуживание населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа;
1.23. создает условия для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
1.24. создает условия для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе;
1.25. обеспечивает сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;
1.26. обеспечивает условия для развития на территории городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа;
(п. 1.26 в ред. решения Думы г. Томска от 06.10.2015 N 10)
1.27. создает условия для массового отдыха жителей городского округа и организации обустройства мест массового отдыха населения;
1.28. обеспечивает формирование и содержание муниципального архива;
1.29. организует оказание ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
1.30. участвует в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
(пп. 1.30 в ред. решения Думы г. Томска от 07.07.2015 N 1336)
1.31. организует благоустройство территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использование, охрану, защиту, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;
(пп. 1.31 в ред. решения Думы г. Томска от 11.06.2013 N 734)
1.32. утверждает подготовленную на основе генеральных планов городского округа документацию по планировке территории, выдает разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществляет ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществляет муниципальный земельный контроль в границах городского округа, осуществляет в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотры зданий, сооружений и выдает рекомендации об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;
(в ред. решений Думы г. Томска от 04.09.2012 N 500, от 11.06.2013 N 734, от 11.11.2014 N 1142, от 03.02.2015 N 1233, от 07.07.2015 N 1336)
1.32.1. разрабатывает и вносит на рассмотрение Думы проект местных нормативов градостроительного проектирования, проекты изменений в местные нормативы градостроительного проектирования;
(пп. 1.32.1 введен решением Думы г. Томска от 11.11.2014 N 1142)
1.32.2. организует размещение утвержденных Думой местных нормативов градостроительного проектирования в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в сроки, установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации;
(пп. 1.32.2 введен решением Думы г. Томска от 11.11.2014 N 1142)
1.32.3. организует в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" выполнение комплексных кадастровых работ и утверждает карту-план территории;
(пп. 1.32.3 введен решением Думы г. Томска от 07.07.2015 N 1336)
1.33. в соответствии с законодательством утверждает схему размещения рекламных конструкций, выдает разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирует такие разрешения, выдает предписания о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа;
(пп. 1.33 в ред. решения Думы г. Томска от 10.09.2013 N 808)
1.34. осуществляет иные полномочия в области градостроительной деятельности, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления действующим законодательством и не отнесенные к полномочиям представительного органа местного самоуправления;
1.35. осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено действующим законодательством;
1.36. осуществляет иные полномочия в области земельных отношений, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления действующим законодательством;
1.37. присваивает адреса объектам адресации, изменяет, аннулирует адреса, присваивает наименования элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименования элементам планировочной структуры в границах городского округа, изменяет, аннулирует такие наименования, размещает информацию в государственном адресном реестре;
(пп. 1.37 в ред. решения Думы г. Томска от 04.03.2014 N 955)
1.38. организует и осуществляет мероприятия по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
(в ред. решения Думы г. Томска от 11.06.2013 N 734)
1.39. обеспечивает создание, содержание и организацию деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа;
1.40. обеспечивает создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории городского округа, а также осуществляет муниципальный контроль в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;
(пп. 1.40 в ред. решения Думы г. Томска от 11.10.2011 N 230)
1.41. организует и осуществляет мероприятия по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории городского округа;
1.42. осуществляет мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
1.43. создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству;
1.44. организует и осуществляет мероприятия по работе с детьми и молодежью в городском округе;
1.45. осуществляет в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочия собственника водных объектов, устанавливает правила использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирования населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
(пп. 1.45 в ред. решения Думы г. Томска от 11.10.2011 N 230)
1.46. обеспечивает оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин;
(пп. 1.46 в ред. решения Думы г. Томска от 05.08.2014 N 1070)
1.47. осуществляет полномочия органа регулирования муниципального образования "Город Томск", предусмотренные законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, за исключением полномочий, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом иными органами местного самоуправления Города Томска;
(пп. 1.47 в ред. решения Думы г. Томска от 01.03.2011 N 78)
1.48. утверждает тарифы (цены) на услуги (продукцию) муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
(пп. 1.48 в ред. решения Думы г. Томска от 04.09.2012 N 500)
1.49. утверждает в установленном законом порядке размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения;
(пп. 1.49 в ред. решения Думы г. Томска от 01.03.2011 N 78)
1.50. выполняет функции по формированию муниципального заказа и осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, за исключением Думы Города Томска и Счетной палаты Города Томска, в соответствии с действующим законодательством осуществляет контроль в сфере закупок;
(в ред. решений Думы г. Томска от 05.08.2014 N 1070, от 05.07.2016 N 272)
1.51. представляет на утверждение Думы проект бюджета Города Томска и отчет о его исполнении;
1.52. представляет на утверждение Думы проекты муниципальных правовых актов, предусматривающие установление, изменение, отмену местных налогов;
1.53. принимает решение об осуществлении городских займов, предоставлении бюджетных кредитов в порядке, установленном Думой;
(в ред. решения Думы г. Томска от 04.03.2014 N 955)
1.54. осуществляет управление муниципальным долгом;
1.55. выступает эмитентом муниципальных ценных бумаг Города Томска;
1.56. утверждает условия эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг Города Томска;
1.57. принимает решение об эмиссии отдельного выпуска муниципальных ценных бумаг Города Томска;
1.58. утверждает и представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчет об итогах эмиссии муниципальных ценных бумаг Города Томска и отчет об исполнении обязательств, возникших в результате эмиссии муниципальных ценных бумаг Города Томска;
1.59. осуществляет иные полномочия в отношениях, регулируемых бюджетным законодательством, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления действующим законодательством и не отнесенные к полномочиям представительного органа местного самоуправления;
1.60. осуществляет уведомительную регистрацию соглашений и коллективных договоров, а также изменений и дополнений, внесенных в них, в соответствии с действующим законодательством;
1.61. регулирует систему оплаты труда в муниципальных учреждениях в соответствии с действующим законодательством;
1.62. обеспечивает в соответствии с законодательством реализацию основных направлений в области охраны труда;
1.63. принимает предусмотренные законодательством меры, связанные с проведением собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, организацией спортивных, зрелищных и других массовых общественных мероприятий;
1.64. в соответствии с законодательством обеспечивает защиту государственной тайны;
1.65. обеспечивает исполнение законодательства об обороне;
1.66. в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляет запись актов гражданского состояния;
1.67. обращается в суд или арбитражный суд с требованиями в целях защиты прав и законных интересов населения Города Томска, а также прав и законных интересов администрации Города Томска, в том числе о признании недействительными актов органов государственной власти и органов местного самоуправления;
1.68. организует и осуществляет на территории городского округа муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами, определяет уполномоченные на осуществление муниципального контроля отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации, устанавливает их организационную структуру, определяет их полномочия, функции и порядок деятельности в указанной сфере деятельности, определяет перечень должностных лиц указанных уполномоченных органов администрации и их полномочия;
(пп. 1.68 в ред. решения Думы г. Томска от 11.10.2011 N 230)
1.69. взаимодействует с научно-образовательным комплексом, содействует развитию инновационной деятельности и созданию условий развития наукоемкого бизнеса на территории Города Томска;
1.70. создает условия для развития институтов местного самоуправления на территории Города Томска, взаимодействует с общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, обеспечивает участие городского округа в межмуниципальном сотрудничестве и международной деятельности;
1.71. осуществляет полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", за исключением полномочий, прямо отнесенных указанным Законом к компетенции представительного органа муниципального образования;
(пп. 1.71 введен решением Думы г. Томска от 01.03.2011 N 78)
1.72. организует предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке городского округа сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;
(пп. 1.72 введен решением Думы г. Томска от 11.10.2011 N 230)
1.73. организует до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;
(пп. 1.73 введен решением Думы г. Томска от 11.10.2011 N 230)
1.74. обеспечивает выполнение работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд городского округа, проведения открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;
(пп. 1.74 введен решением Думы г. Томска от 11.10.2011 N 230)
1.75. обеспечивает осуществление мер по противодействию коррупции в границах городского округа;
(пп. 1.75 введен решением Думы г. Томска от 04.09.2012 N 500; в ред. решения Думы г. Томска от 11.06.2013 N 734)
1.76. утверждает Генеральные условия эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг Города Томска;
(пп. 1.76 введен решением Думы г. Томска от 11.06.2013 N 734; в ред. решения Думы г. Томска от 04.03.2014 N 955)
1.77. осуществляет меры, направленные на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории городского округа, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.
(пп. 1.77 введен решением Думы г. Томска от 04.03.2014 N 955)
2. Администрация Города Томска осуществляет иные полномочия по решению вопросов местного значения, а также вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных органам местного самоуправления), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
(в ред. решения Думы г. Томска от 11.10.2011 N 230)

Статья 41. Счетная палата Города Томска

1. Счетная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля Города Томска, образуемым Думой в целях осуществления контроля за исполнением бюджета Города Томска, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета Города Томска, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
(в ред. решений Думы г. Томска от 11.10.2011 N 230, от 04.03.2014 N 955)
2. Счетная палата обладает правами юридического лица.
3. Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Счетная палата подотчетна Думе.
(п. 3 в ред. решения Думы г. Томска от 11.10.2011 N 230)
4. Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий Думы.
(п. 4 в ред. решения Думы г. Томска от 11.10.2011 N 230)
5. Наименование, полномочия, состав и порядок деятельности Счетной палаты устанавливаются настоящим Уставом, Положением "О Счетной палате Города Томска" и иными решениями Думы в соответствии с действующим законодательством.
(п. 5 в ред. решения Думы г. Томска от 11.10.2011 N 230)
6. Счетная палата состоит из председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты и аппарата Счетной палаты, образуемого для правового и организационного обеспечения деятельности Счетной палаты.
Структура и предельная штатная численность Счетной палаты утверждается Думой по представлению председателя Счетной палаты.
Штатное расписание Счетной палаты утверждается председателем Счетной палаты.
7. Председатель Счетной палаты, заместитель председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты назначаются на должность Думой сроком на пять лет.
Предложения о кандидатурах на должность председателя Счетной палаты вносятся в Думу:
- председателем Думы;
- депутатами Думы - не менее одной трети от установленной численности депутатов;
- Мэром.
Предложения о кандидатурах на должности заместителя председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты вносятся в Думу председателем Счетной палаты.
(в ред. решения Думы г. Томска от 04.09.2012 N 500)
Аппарат Счетной палаты формируется председателем Счетной палаты.
(п. 7 в ред. решения Думы г. Томска от 11.10.2011 N 230)
8. Председатель Счетной палаты, заместитель председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты досрочно освобождаются от должности на основании решения Думы в случае:
(в ред. решения Думы г. Томска от 04.03.2014 N 955)
1) вступления в законную силу в их отношении обвинительного приговора суда;
2) признания их недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;
3) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
4) подачи письменного заявления об отставке;
5) нарушения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на них должностных полномочий или злоупотребления должностными полномочиями, если за решение о досрочном освобождении такого должностного лица проголосует большинство от установленного числа депутатов Думы;
6) достижения установленного законом Томской области, нормативным правовым актом Думы в соответствии с федеральным законом предельного возраста пребывания в должности;
7) выявления обстоятельств, предусмотренных частями 4 - 6 статьи 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
(п. 8 в ред. решения Думы г. Томска от 11.06.2013 N 734)
9. Информация о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах размещается Счетной палатой на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и публикуется в своих официальных изданиях или других средствах массовой информации.
(п. 9 в ред. решения Думы г. Томска от 11.10.2011 N 230)
10. Финансовое обеспечение деятельности Счетной палаты осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете Города Томска отдельной строкой. Финансовое обеспечение предусматривается в объеме, позволяющем обеспечить возможность осуществления возложенных на Счетную палату полномочий.
(п. 10 в ред. решения Думы г. Томска от 11.10.2011 N 230)

Статья 42. Полномочия Счетной палаты Города Томска
(в ред. решения Думы г. Томска от 04.03.2014 N 955)

1. Счетная палата осуществляет следующие полномочия:
1) контроль за исполнением бюджета Города Томска, в том числе за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
2) экспертиза проектов решений о бюджете Города Томска, иных нормативных правовых актов муниципального образования "Город Томск", регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджета;
3) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Города Томска;
4) контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
5) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета Города Томска, а также средств, получаемых бюджетом Города Томска из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; аудит эффективности, направленный на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;
6) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "Город Томск", в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию "Город Томск";
7) контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет Города Томска средств, полученных от распоряжения (в том числе в порядке приватизации, продажи, передачи в залог, доверительного управления, сдачи в аренду и наем) и (или) управления имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "Город Томск" (в том числе принадлежащими муниципальному образованию "Город Томск" пакетами акций и долями (вкладами) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ);
8) контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах муниципального образования "Город Томск", полнотой и своевременностью поступления в бюджет Города Томска средств, полученных от распоряжения такими земельными участками;
9) аудит в сфере закупок;
10) контроль за законностью и эффективностью осуществления муниципальных заимствований муниципальным образованием "Город Томск", управлением и обслуживанием муниципального долга муниципального образования "Город Томск";
11) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета Города Томска, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета Города Томска и имущества, находящегося в собственности муниципального образования "Город Томск";
12) анализ социально-экономической ситуации в муниципальном образовании "Город Томск";
13) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся доходов и расходных обязательств муниципального образования "Город Томск", а также муниципальных программ, и по иным вопросам бюджетных правоотношений и правоотношений в области управления, распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "Город Томск", и его использования;
14) анализ и мониторинг бюджетного процесса, в том числе подготовка предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации;
15) подготовка предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
16) подготовка информации о ходе исполнения бюджета Города Томска, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в Думу и Мэру;
17) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;
18) оценка законности и результативности (эффективности и экономности) использования средств, полученных муниципальными учреждениями от приносящей доход деятельности;
19) контроль за ходом и итогами реализации стратегий и программ развития муниципального образования "Город Томск";
20) подготовка и внесение в органы местного самоуправления и проверяемым лицам предложений, направленных на устранение нарушений и недостатков, выявленных в ходе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
21) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами Томской области, настоящим Уставом Города Томска, решениями Думы.
2. Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой в отношении круга лиц, определенных федеральным законодательством.

Статья 43. Томская городская муниципальная избирательная комиссия
(в ред. решения Думы г. Томска от 05.07.2016 N 272)

1. Томская городская муниципальная избирательная комиссия - коллегиальный муниципальный орган, наделенный в соответствии с федеральными законами, законами Томской области и настоящим Уставом собственными полномочиями по организации, подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, голосования по отзыву депутата, Мэра Города Томска, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. При проведении городского референдума Томская городская муниципальная избирательная комиссия является комиссией референдума, организующей городской референдум.
Томская городская муниципальная избирательная комиссия не входит в структуру органов местного самоуправления, действует на непостоянной основе и не является юридическим лицом, имеет печать, официальный бланк со своим наименованием.
2. Томская городская муниципальная избирательная комиссия состоит из 12 членов с правом решающего голоса. Комиссия формируется Думой в порядке, определенном действующим законодательством.
3. Томская городская муниципальная избирательная комиссия формируется сроком на 5 лет.
4. Порядок формирования и полномочия Томской городской муниципальной избирательной комиссии устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также настоящим Уставом и Положением о Томской городской муниципальной избирательной комиссии.
5. Томская городская муниципальная избирательная комиссия в пределах своей компетенции независима от органов государственной власти и органов местного самоуправления.