Глава 3. Гарантии, формы и порядок участия населения города Томска при решении вопросов местного значения

Статья 12. Гарантии и права граждан при решении вопросов местного значения

1. На территории Города Томска действуют все гарантии прав граждан при решении вопросов местного значения, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Томской области и настоящим Уставом.
2. Органы местного самоуправления обязаны принимать меры по защите прав населения при решении вопросов местного значения.
3. Граждане Российской Федерации (далее - граждане) на территории Города Томска осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
4. Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории Города Томска, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
5. Граждане имеют равные права при осуществлении местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Статья 13. Местный референдум

1. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.
2. Местный референдум проводится на всей территории Города Томска по вопросам местного значения городского округа.
3. Решение о назначении местного референдума принимается Думой:
3.1. по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;
3.2. по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
3.3. по инициативе Думы и Мэра, выдвинутой ими совместно.
4. Порядок назначения, подготовки и проведения местного референдума определяется законами Томской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Подготовку и проведение референдума организует Томская городская муниципальная избирательная комиссия, которая при этом является комиссией референдума.
5. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным настоящим Уставом.

Статья 14. Муниципальные выборы

1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Думы и Мэра - главы муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Выборы Мэра проводятся по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию Города Томска, на основе мажоритарной избирательной системы. Выборы депутатов Думы осуществляются на основе пропорционально-мажоритарной системы, когда часть депутатов избирается по единому избирательному округу, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, а другая часть депутатов избирается по одномандатным избирательным округам в соответствии с настоящим Уставом.
(в ред. решения Думы г. Томска от 03.02.2015 N 1233)
2. Муниципальные выборы назначаются Думой не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. При назначении досрочных выборов указанные сроки могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.
В случаях, установленных действующим законодательством, муниципальные выборы назначаются Томской городской муниципальной избирательной комиссией или судом.
3. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами Томской области.
4. Подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления организует Томская городская муниципальная избирательная комиссия.
5. Результаты муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 15. Голосование по отзыву депутата Думы, Мэра

1. Голосование по отзыву депутата Думы, Мэра проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом, и принимаемым в соответствии с ним законом Томской области.
2. Основаниями для отзыва депутата Думы, Мэра могут служить только их конкретные противоправные решения или действия (бездействие) при осуществлении своих полномочий в случае их подтверждения в судебном порядке. Отзыв по иным основаниям не допускается.
3. Для проведения голосования по отзыву депутата Думы, Мэра необходим сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых определяется в соответствии с законом Томской области, устанавливающим порядок проведения местного референдума в Томской области.
4. До проведения голосования депутату Думы, Мэру должна быть обеспечена возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Давать объяснения и проводить агитацию против отзыва указанные лица вправе в агитационный период, установленный действующим законодательством.
5. Процедура отзыва депутата Думы, Мэра аналогична процедуре проведения местного референдума, установленной действующим законодательством.
6. Депутат Думы, Мэр считаются отозванными, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).
7. Подготовку и проведение голосования по отзыву депутата Думы, Мэра организует Томская городская муниципальная избирательная комиссия.
8. Итоги голосования по отзыву депутата Думы, Мэра подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
9. Отзыв депутата Думы, Мэра влечет прекращение их полномочий с момента официального опубликования (обнародования) итогов голосования.
10. Исключен. - Решение Думы г. Томска от 05.08.2014 N 1070.

Статья 16. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
2. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается Думой и проводится в порядке, установленном федеральным законом, и принимаемым в соответствии с ним законом Томской области для проведения местного референдума.
3. Подготовку и проведение голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования осуществляет Томская городская муниципальная избирательная комиссия.
4. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом.
5. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.
6. Итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 17. Правотворческая инициатива граждан

1. Инициативная группа граждан в количестве не менее одного процента от числа жителей Города Томска, обладающих избирательным правом, может выступать с правотворческой инициативой, то есть вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, обязательные для рассмотрения.
2. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
3. Порядок осуществления правотворческой инициативы гражданами устанавливается нормативным правовым актом Думы.
4. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан и опубликовано (обнародовано).

Статья 18. Территориальное общественное самоуправление

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории Города Томска для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Думой по предложению населения, проживающего на данной территории.
2. Территориальное общественное самоуправление в Городе Томске осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
4. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
5. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления администрацией Города Томска (далее - администрация). Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется нормативным правовым актом Думы.
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимает участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
(в ред. решения Думы г. Томска от 04.09.2012 N 500)
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
(в ред. решения Думы г. Томска от 04.09.2012 N 500)
7. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из бюджета Города Томска определяются нормативным правовым актом Думы в соответствии с действующим законодательством.
8. Органы местного самоуправления Города Томска оказывают содействие развитию системы территориального общественного самоуправления, в том числе путем оказания материально-финансовой, информационной и иной поддержки.

Статья 19. Публичные слушания

1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей Города Томска Думой, Мэром могут проводиться публичные слушания.
2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Думы или Мэра.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Думы, назначаются Думой, а по инициативе Мэра - Мэром.
3. На публичные слушания должны выноситься:
3.1. проект Устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный Устав, кроме случаев, когда изменения в Устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в Уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
3.2. проект бюджета Города Томска и отчет о его исполнении;
3.3. проекты планов и программ развития муниципального образования;
3.4. проекты правил землепользования и застройки;
3.5. проекты планировки территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
(в ред. решения Думы г. Томска от 11.11.2014 N 1142)
3.6. проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
(в ред. решения Думы г. Томска от 11.11.2014 N 1142)
3.7. вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства;
3.8. вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства;
3.9. вопросы реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
3.10. вопросы о преобразовании муниципального образования;
3.11. проекты правил благоустройства территорий.
(пп. 3.11 введен решением Думы г. Томска от 04.09.2012 N 500)
4. Порядок организации и проведения публичных слушаний устанавливается нормативным правовым актом Думы в соответствии с действующим законодательством.

Статья 20. Собрание граждан

1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории Города Томска могут проводиться собрания граждан.
2. Собрание граждан проводится по инициативе населения, Думы, Мэра, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.
Собрание граждан, проводимое по инициативе Думы или Мэра, назначается соответственно Думой или Мэром.
Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается Думой.
3. Для назначения собрания граждан по инициативе населения группа граждан численностью не менее 250 человек и достигших 16-летнего возраста представляет в Думу ходатайство (заявление) об инициативе проведения собрания не позднее чем за 30 дней до дня проведения собрания. В ходатайстве (заявлении) указываются: предлагаемый к рассмотрению вопрос, дата, время и место проведения собрания. Ходатайство (заявление) подписывается всеми заявителями с указанием их фамилии, имени, отчества, места проживания. Группа граждан вправе не указывать место проведения собрания и обратиться в Думу с просьбой о предоставлении помещения для его проведения.
Группа граждан имеет право пригласить на собрание депутатов, Мэра, должностных лиц администрации для предоставления информации по интересующему их вопросу. Приглашение должно быть направлено соответственно в Думу, Мэру не позднее чем за 5 дней до проведения собрания.
Мэр имеет право направить для участия в собрании граждан своего представителя или участвовать в собрании граждан лично.
Дума принимает решение о назначении собрания не позднее чем за 10 дней до предложенной в ходатайстве даты его проведения или согласовывает с заявителями иную дату проведения собрания. Решение о назначении проведения собрания по инициативе населения принимается Думой простым большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании. Основанием отказа в назначении собрания может быть только несоответствие представленного ходатайства требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.
4. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.
5. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.
6. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
7. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются федеральными законами, настоящим Уставом, Положением о собраниях и конференциях граждан, утвержденным нормативным правовым актом Думы, уставом территориального общественного самоуправления.
8. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 21. Конференция граждан (собрание делегатов)

1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории Города Томска полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).
2. Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется Положением о собраниях и конференциях граждан, утвержденным нормативным правовым актом Думы, уставом территориального общественного самоуправления.
3. Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 22. Опрос граждан

1. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется нормативным правовым актом Думы в соответствии с действующим законодательством.
2. Опрос граждан проводится на всей территории Города Томска или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.
Результаты опроса носят рекомендательный характер.
3. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.
4. Опрос граждан проводится по инициативе:
4.1. Думы или Мэра - по вопросам местного значения;
4.2. органов государственной власти Томской области - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.
5. Решение о назначении опроса граждан принимается Думой в соответствии с действующим законодательством и подлежит официальному опубликованию не менее чем за 10 дней до проведения опроса.
6. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:
6.1. за счет средств бюджета Города Томска - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;
6.2. за счет средств областного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти Томской области.

Статья 23. Обращения граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц
(в ред. решения Думы г. Томска от 10.09.2013 N 808)

1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в органы местного самоуправления и их должностным лицам, в муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функции и их должностным лицам.
2. Обращения подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.
3. За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращения должностные лица органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении

1. Наряду с предусмотренными федеральными законами формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам Томской области.
2. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности, добровольности.
3. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.