Правила продажи алкогольной и табачной продукции

    Основные положения по вопросу продажи алкогольной продукции и пива см. в Федеральном законе от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Пиво и пивные напитки отнесены к алкогольной продукции.
В отличие от всего остального алкоголя для пива введены некоторые исключения:
    · пиво не подлежит лицензированию;
    · торговать пивом имеют право организации и индивидуальные предприниматели.
Вместе с тем, введены ограничения на торговлю пивом, запреты на его употребление в общественных местах.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции (в т.ч. пива и пивных напитков):
    · в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта на прилегающих к ним территориях;
    · в организациях культуры (за исключением продажи алкоголя в расположенных в них точках общепита);
    · на всех видах общественного транспорта и транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения, на автозаправочных станциях;
    · на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, если там есть предприятия общественного питания, то в них алкоголь можно продавать, но только крепостью до 16,5 процента. Эти же ограничения действуют и на прилегающих к таким местам территориях.
    · на объектах военного назначения;
    · несовершеннолетним;
    · в нестационарных торговых объектах.

Не допускается розничная продажа пива и пивных напитков в нестационарных торговых объектах (в киосках и павильонах), за исключением предприятий общественного питания.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, за исключением предприятий общественного питания.
Кроме этого, все продавцы алкоголя, в том числе пива и пивных напитков, обязаны будут ежеквартально представлять декларации об объемах его розничной продажи в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции (Закон Томской области от 05.05.2012 №48-ОЗ):
    · в дни проведения массовых мероприятий - за два часа до начала проведения, во время проведения и в течение одного часа после окончания проведения массовых мероприятий, за исключением предприятий общественного питания;
    · с 22 часов до 10 часов по местному времени во всех торговых объектах, расположенных на территории Томской области, за исключением предприятий общественного питания.

Перечень пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции
(Постановление Правительства РФ от 28.06.2012 №656):
    · изделия кондитерские сахаристые, шоколад и шоколадные изделия;
    · изделия кондитерские мучные;
    · напитки брожения и квасы, сидры, медовые вина и напитки с содержанием этилового спирта от 0,5 до 1,2 процента включительно;
    · напитки на пряно-ароматическом растительном сырье с содержанием этилового спирта от 0,5 до 1,2 процента включительно;
    · продукты кисломолочные;
    · мороженое, десерты взбитые замороженные фруктовые, плодово-ягодные, овощные, шербеты, смеси для их приготовления, сладкий пищевой лед;
    · изделия колбасные сырокопченые.

На рекламу пива и напитков, изготавливаемых на его основе, распространяются требования статьи 21. «реклама алкогольной продукции» Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Установлено право хозяйствующим субъектам привлекать иностранных работников при осуществлении на территории России розничной торговли алкогольной продукцией, включая пиво (постановление Правительства РФ от 01.12.2012 №1243).
При этом хозяйствующие субъекты обязаны привести численность используемых иностранных работников в соответствие с данным постановлением Правительства РФ, руководствуясь требованиями трудового законодательства РФ.

Законодательно закреплено право продавца требовать у покупателя документ, удостоверяющий личность и позволяющий установить его возраст, в случае возникновения у продавца сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия. Данная норма введена Федеральным законом от 28.12.2010 №430-ФЗ.

ПРАВИЛА ПРОДАЖИ ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Закон) регламентирует правила продажи табачной продукции.
Закон содержит правила розничной продажи табачной продукции, полный запрет ее рекламы, а также ограничения, связанные с курением.

В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия, запрещается реклама и стимулирование продажи табака (ст. 16 Закона). В Законе содержится перечень приравненных к такой рекламе действий, которые запрещено будет совершать. К таким действиям относятся:
    · распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;
    · применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов;
    · использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;
    · использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;
    · организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;
    · организация и проведение культурных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);
    · использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности.
Законом установлено, что запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем двадцать штук в пачке, розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями, а также на оптовую и розничную продажу насваев (вид некурительного табачного изделия) (п.п. 6, 8 ст. 19 Закона).

Запрещается розничная торговля табачной продукцией (ч. 7 ст.19 Закона):
    · на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг, оказываемых учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
    · на расстоянии менее чем 100 метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.

Часть вторая статьи 20 Закона закрепляет право продавца потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность и позволяющий установить возраст покупателя, в случае возникновения у продавца табачной продукции сомнения относительно совершеннолетия покупателя.
За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.