Стандарт безопасности муниципальных дошкольных образовательных учреждений, муниципальных общеобразовательных учреждений, муниципальных учреждений дополнительного образования детей

                                  Утвержден протоколом заседания рабочей группы по подготовке
                                  муниципальных стандартов безопасности
                                  муниципальных образовательных организаций от 27.02.2015

    стандарт безопасности
    муниципальных дошкольных образовательных учреждений,
    муниципальных общеобразовательных учреждений,
    муниципальных учреждений дополнительного образования детей


    1. Настоящий стандарт безопасности муниципальных дошкольных образовательных учреждений, муниципальных общеобразовательных учреждений, муниципальных учреждений дополнительного образования детей разработан в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и Томской области, муниципальных правовых актов муниципального образования «Город Томск» и предназначен для добровольного многократного использования органами и должностными лицами администрации Города Томска, руководителями и иными должностными лицами муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Город Томск» при организации комплексной безопасности на объектах. Настоящий Стандарт носит сводный методический характер и применяется в части, не противоречащей действующему законодательству и муниципальным правовым актам.
    2. Общие требования к организации комплексной безопасности объектов муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
    № п/п
    Показатель
    Требования
    1.Система видеонаблюдения
    1.1.
    Расположение видеокамер1. Наличие видеокамер у главного и, в случае наличия, служебного входа на территорию учреждения с целью фиксации входящих лиц и номеров автомобилей; угол обзора видеокамер должен покрывать территорию учреждения, а также периметр ограждения полностью.

    2. Наличие у основных входов в здание видеокамер, которые размещаются внутри помещений с целью фиксации входящих или выходящих лиц.
    1.2.
    Оборудование и характеристики видеокамер
    1. IP-технология.
    2. ИК-подсветка.
    3. Разрешение не менее 1,3 Мп при частоте кадров 25 к/сек.
    4. Вари фокальный объектив в местах фиксации входящих лиц и номеров автомобилей.
    5. Режим «день-ночь».
    6. Антивандальное исполнение (для уличных камер, устанавливаемых на высоте менее 2,5 м).
    7. Круглогодичная работа с учетом климатических условий г. Томска.
    8. Поддержка ONVIF протокола.
    9. В качестве коммутационного оборудования видеокамер использовать управляемые коммутаторы второго уровня с наличием одного транкового порта не менее 1 Гбит.
    1.3.
    Коммуникации до видеокамер
    1. Внутри здания: в кабель-канале.
    2. Снаружи здания: в кабель-канале, выполненном в виде жесткой трубы с установкой протяжных коробок.
    3. По ограждению: в кабель-канале, выполненном в виде металлической или металлопластиковой трубы с установкой протяжных коробок.
    4. До ограждения:
    - в грунте по кабель-каналу, выполненному в виде полиэтиленовой трубы;
    - при невозможности в грунте – воздушная линия на высоте не менее 4х метров.
    1.4
    Оборудование и характеристики видеорегистратора
    1. Просмотр изображения со всех камер в on-line режиме.
    2. Возможность вывода на экран от одного до всех изображений.
    3. Гарантированное хранение видеозаписей со всех камер в течение не менее 14 суток в качестве не ниже 1,3 Мп с темпом 12,5 к/сек при условии постоянной записи.
    4. Наличие функций детекции движения, записи по времени и аналитики событий.
    5. Поддержка ONVIF протокола.
    6. Возможность записи видеопотока не менее 8 Мбит/сек на канал.
    7. Возможность установки не менее 2-х HDD для хранения архива.
    8. Наличие USB портов для снятия архивной информации.
    9. Возможность «удаленной» настройки посредством авторизированных подключений из сети интернет, просмотра записи камер видеонаблюдения в режиме on-line, просмотра архива записи.
    10. Возможность автоматической проверки работоспособности камер с отправкой уведомлений на удаленный центр мониторинга.
    11. Возможность автоматической проверки работоспособности системы архивирования с отправкой уведомлений на удаленный центр мониторинга.
    12. Совместимость с установленным в центре мониторинга программным продуктом.
    1.5.
    Размещение видеорегистратора1. Видеорегистратор должен размещаться в запираемом коммутационном шкафу в помещении с ограниченным доступом около поста охраны.
    1.6.
    Электрическое питание
    1. Питание системы видеонаблюдения должно осуществляться с выделенных групп на ВРУ здания.
    2. Наличие системы уравнивания потенциалов шкафа и коммутационного оборудования согласно ПУЭ.
    3. Наличие системы грозозащиты воздушных линий и линий связи длиной более 100 м.
    4. Наличие источника бесперебойного питания для возможности работы системы в течение не менее 30 мин. после аварийного отключения электричества.
    1.7.
    Оборудование рабочего места оператора-охранника
    1. Возможность просмотра записи камер видеонаблюдения в режиме on-line.
    2. Возможность вывода на экран монитора изображений от одной до всех камер.
    3. Возможность просмотра архива записи и сохранения на съемный носитель.
    1.8.
    Обслуживание системы видеонаблюдения
    1. Наличие договора технического сопровождения с лицами, отвечающими предусмотренным действующим законодательством требованиям
    2.
    Ограждение
    1. Основная часть ограждения должна быть выполнена в виде сварных решетчатых панелей из горизонтальных и вертикальных прутков, с ребрами жесткости, полимерным покрытием:
    - высота не менее 1600 мм;
    - ширина панели не более 3000 мм;
    - толщина прутка не менее 5 мм;
    - расстояние между вертикальными прутками не более 100 мм (при наличии ячеек - размер ячейки не более 100 мм *200 мм)
    2. В месте примыкания ограды учреждения к строениям (дома, гаражи, прочие постройки) ограда должна быть сплошная, высотой не менее 2,0 м.
    3. В местах въезда на территорию, ограждение должно быть оборудовано воротами с механическими замками, открывающимися только сотрудником охраны учреждения вручную.
    4. Вход посетителей на территорию учреждения осуществляется через основную калитку, в течение всего времени нахождения в учреждении воспитанников. Допускается наличие второй калитки, открытой в течение установленного режимом работы учреждения времени приема и возвращения детей родителям (законным представителям), в остальное время закрыта на механический замок.
    5. Каждая калитка должна быть оборудована домофоном с системой видеонаблюдения, оснащенной системой контроля доступа, позволяющей хранить аудио и видео архив в течение 14 суток.
    3.
    Автомобильная парковка
    1. В районе входа на территорию учреждения.
    4.
    Система сигнализации
    1. Наличие системы охранно-пожарной сигнализации и кнопки тревожной сигнализации.
    5.
    Охрана
    1. Наличие заключенного договора с организацией, имеющей лицензию на ведение охранной деятельности, либо иметь в штате специалиста по охране.
    6.
    Пост охраны
    1. Размещение в месте основного входа в здание учреждения.
    2. Нахождение сотрудника охранной организации на территории учреждения с 7-00 до 20-00 (все время нахождения в учреждении воспитанников).
    3. Наличие устройств тревожной сигнализации, обеспечивающих оперативную передачу в правоохранительные органы, лицам, осуществляющим охрану учреждения, и в ситуационные центры «Службы 112» тревожных сообщений.
    4. Система управления домофоном.
    5. Наличие пульта управления охранно-пожарной сигнализации.
    6. Наличие монитора видеонаблюдения со всех установленных камер.
    7. Система телефонной связи с руководителем учреждения, правоохранительными органами, единой дежурно-диспетчерской службой.
    7.
    Наружное освещение территории учреждения в темное время суток
    1. Должно быть обеспечено освещение всей территории учреждения, включая периметр.
    8.
    Содержание территории по периметру учреждения
    1. Своевременная обрезка крон, ветвей деревьев и кустарника для обеспечения видимости территории учреждения и исключения падения деревьев и крупных веток на территорию учреждения.
    2. Отсутствие на территории и вдоль периметра мусора (в том числе строительного) и открытых люков инженерных систем.
    9.
    Интернет
    1 Наличие интернет-канала с пропускной способностью не менее 50 Мбит входящего и исходящего трафика с областью взаимодействия по Городу Томску.
    10.
    Защита персональных данных
    1. Информационные системы персональных данных (ИСПДн) дошкольных образовательных учреждений в которых будут хранится и обрабатываться персональные данные (ПДн) должны быть классифицированы, а так же должны быть разработана и внедрена система защиты ПДн, соответствующая классу ИСПДн
    3. Общие требования к организации комплексной безопасности объектов муниципальных общеобразовательных учреждений

    № п/п
    Показатель
    Требования
    1.Система видеонаблюдения
    1.1.
      Расположение видеокамер
    1. Наличие видеокамер у главного и, в случае наличия, служебного входа на территорию учреждения с целью фиксации входящих лиц и номеров автомобилей; угол обзора видеокамер должен покрывать спортивные и игровые площадки на территории учреждения, запасные выходы.
    2. Наличие у основных входов в учреждение видеокамер, которые размещаются как со стороны улицы, так и внутри помещений с целью фиксации входящих и выходящих лиц.
    1.2.
    Оборудование и характеристики видеокамер
      1. IP-технология.
      2. ИК-подсветка.
      3. Разрешение не менее 1,3 Мп при частоте кадров 25 к/сек.
      4. Варифокальный объектив в местах фиксации входящих лиц и номеров автомобилей.
      5. Режим «день-ночь».
      6. Антивандальное исполнение (для уличных камер, устанавливаемых на высоте менее 2,5 м).
      7.Круглогодичная работа с учетом климатических условий г. Томска.
      8. Поддержка ONVIF протокола.
      9. В качестве коммутационного оборудования видеокамер использовать управляемые коммутаторы второго уровня с наличием одного транкового порта не менее 1 Гбит.
    1.3.
    Коммуникации до видеокамер
      1. Внутри здания: в кабель-канале.
      2. Снаружи здания: в кабель-канале, выполненном в виде жесткой трубы с установкой протяжных коробок.
      3. По ограждению: в кабель-канале, выполненном в виде металлической или металлопластиковой трубы с установкой протяжных коробок.
      4. До ограждения:
      - в грунте по кабель-каналу, выполненному в виде полиэтиленовой трубы;
      - при невозможности в грунте – воздушная линия на высоте не менее 4х метров.
    1.4.
    Оборудование и характеристики видеорегистратора
      1. Просмотр изображения со всех камер в on-line режиме.
      2. Возможность вывода на экран от одного до всех изображений.
      3. Гарантированное хранение видеозаписей со всех камер в течение не менее 14 суток в качестве не ниже 1,3 Мп с темпом 12,5 к/сек при условии постоянной записи.
      4. Наличие функций детекции движения, записи по времени и аналитики событий.
      5. Поддержка ONVIF протокола.
      6. Возможность записи видеопотока не менее 8 Мбит/сек на канал.
      7. Возможность установки не менее 2-х HDD для хранения архива.
      8. Наличие USB портов для снятия архивной информации.
      9. Возможность «удаленной» настройки посредством авторизированных подключений из сети интернет, просмотра записи камер видеонаблюдения в режиме on-line, просмотра архива записи.
      10. Возможность автоматической проверки работоспособности камер с отправкой уведомлений на удаленный центр мониторинга.
      11. Возможность автоматической проверки работоспособности системы архивирования с отправкой уведомлений на удаленный центр мониторинга.
      12. Совместимость с установленным в центре мониторинга программным продуктом.
    1.5.
      Размещение видеорегистратора
      1. Видеорегистратор должен размещаться в запираемом коммутационном шкафу в помещении с ограниченным доступом около поста охраны.
    1.6.
    Электрическое питание
      1. Питание системы видеонаблюдения должно осуществляться с выделенных групп на ВРУ здания.
      2. Наличие системы уравнивания потенциалов шкафа и коммутационного оборудования согласно ПУЭ.
      3. Наличие системы грозозащиты воздушных линий и линий связи длиной более 100 м.
      4. Наличие источника бесперебойного питания для возможности работы системы в течение не менее 30 мин. после аварийного отключения электричества.
    1.7.
    Оборудование рабочего места оператора-охранника
      1. Возможность просмотра записи камер видеонаблюдения в режиме on-line.
      2. Возможность вывода на экран монитора изображений от одной до всех камер.
      3. Возможность просмотра архива записи и сохранения на съемный носитель.
    1.8.
    Обслуживание системы видеонаблюдения
      1. Наличие договора технического сопровождения с лицами, отвечающими предусмотренным действующим законодательством требованиям
    2.
    Ограждение
      1. Основная часть ограждения должна быть выполнена в виде сварных решетчатых панелей высотой не менее 1600 мм;
      2. В месте примыкания ограды учреждения к строениям (дома, гаражи, прочие постройки) ограда должна быть сплошная, высотой не менее 2,0 м.
      3. В местах въезда на территорию, ограждение должно быть оборудовано воротами с механическими замками, открывающимися только сотрудником охраны учреждения вручную.
    3.
    Автомобильная парковка
    1. В районе входа на территорию учреждения.
    4.
    Система сигнализации
    1. Наличие системы охранно-пожарной сигнализации и кнопки тревожной сигнализации.
    5.
    Охрана
    1. Наличие заключенного договора с организацией, имеющей лицензию на ведение охранной деятельности, либо иметь в штате специалиста по охране.
    6.
    Пост охраны
    1. Размещение в месте основного входа в здание учреждения.
    2. Нахождение сотрудника охранной организации на территории учреждения с 8-00 до 20-00 (все время нахождения в учреждении обучающихся).
    3. Наличие устройств тревожной сигнализации, обеспечивающих оперативную передачу в правоохранительные органы, лицам, осуществляющим охрану учреждения, и в ситуационные центры «Службы 112» тревожных сообщений.
    4. Наличие пульта управления охранно-пожарной сигнализации.
    5. Наличие монитора видеонаблюдения со всех установленных камер.
    6. Система телефонной связи с руководителем учреждения, правоохранительными органами, единой дежурно-диспетчерской службой.
      7.
      Наружное освещение территории учреждения в темное время суток
      1. Должно быть обеспечено освещение периметра учреждения, спортивных и игровых площадок, маршрутов движения от ворот и калиток до входа в учреждение.
      8.
      Содержание территории по периметру учреждения
      1. Своевременная обрезка крон, ветвей деревьев и кустарника для обеспечения видимости территории учреждения и исключения падения деревьев и крупных веток на территорию учреждения.
      2. Отсутствие на территории и вдоль периметра мусора (в том числе строительного) и открытых люков инженерных систем.
      9.
      Интернет
      1 Наличие интернет-канала с пропускной способностью не менее 50 Мбит входящего и исходящего трафика с областью взаимодействия по Городу Томску.
      10.
      Защита персональных данных
      1. Информационные системы персональных данных (ИСПДн) образовательных учреждений в которых будут хранится и обрабатываться персональные данные (ПДн) должны быть классифицированы, а так же должны быть разработана и внедрена система защиты ПДн, соответствующая классу ИСПДн
      4. Общие требования к организации комплексной безопасности объектов муниципальных учреждений дополнительного образования детей.

      № п/п
      Показатель
      Требования
      1.Система видеонаблюдения
      1.1.
        Расположение видеокамер
        1. Наличие видеокамер у главного и, в случае наличия, служебного входа на территорию учреждения с целью фиксации входящих лиц и номеров автомобилей; угол обзора видеокамер должен покрывать спортивные и игровые площадки на территории учреждения, запасные выходы.
        2. Наличие у основных входов в учреждение видеокамер, которые размещаются как со стороны улицы, так и внутри помещений с целью фиксации входящих и выходящих лиц.
      1.2.
      Оборудование и характеристики видеокамер
        1. IP-технология.
        2. ИК-подсветка.
        3. Разрешение не менее 1,3 Мп при частоте кадров 25 к/сек.
        4. Вариофокальный объектив в местах фиксации входящих лиц и номеров автомобилей.
        5. Режим «день-ночь».
        6. Антивандальное исполнение (для уличных камер, устанавливаемых на высоте менее 2,5 м).
        7. Круглогодичная работа с учетом климатических условий г. Томска.
        8. Поддержка ONVIF протокола.
        9. В качестве коммутационного оборудования видеокамер использовать управляемые коммутаторы второго уровня с наличием одного транкового порта не менее 1 Гбит.
      1.3.
      Коммуникации до видеокамер
        1. Внутри здания: в кабель-канале.
        2. Снаружи здания: в кабель-канале, выполненном в виде жесткой трубы с установкой протяжных коробок.
        3. По ограждению: в кабель-канале, выполненном в виде металлической или металлопластиковой трубы с установкой протяжных коробок.
        4. До ограждения:
        - в грунте по кабель-каналу, выполненному в виде полиэтиленовой трубы;
        - при невозможности в грунте – воздушная линия на высоте не менее 4х метров.
      1. Просмотр изображения со всех камер в on-line режиме.
      2. Возможность вывода на экран от одного до всех изображений.
      3. Гарантированное хранение видеозаписей со всех камер в течение не менее 14 суток в качестве не ниже 1,3 Мп с темпом 12,5 к/сек при условии постоянной записи.
      4. Наличие функций детекции движения, записи по времени и аналитики событий.
      5. Поддержка ONVIF протокола.
      6. Возможность записи видеопотока не менее 8 Мбит/сек на канал.
      7. Возможность установки не менее 2-х HDD для хранения архива.
      8. Наличие USB портов для снятия архивной информации.
      9. Возможность «удаленной» настройки посредством авторизированных подключений из сети интернет, просмотра записи камер видеонаблюдения в режиме on-line, просмотра архива записи.
      1.4.
      Оборудование и характеристики видеорегистратора
        10. Возможность автоматической проверки работоспособности камер с отправкой уведомлений на удаленный центр мониторинга.
        11. Возможность автоматической проверки работоспособности системы архивирования с отправкой уведомлений на удаленный центр мониторинга.
        12. Совместимость с установленным в центре мониторинга программным продуктом.
      1.5.
        Размещение видеорегистратора
        1. Видеорегистратор должен размещаться в запираемом коммутационном шкафу в помещении с ограниченным доступом около поста охраны.
      1.6.
      Электрическое питание
        1. Питание системы видеонаблюдения должно осуществляться с выделенных групп на ВРУ здания.
        2. Наличие системы уравнивания потенциалов шкафа и коммутационного оборудования согласно ПУЭ.
        3. Наличие системы грозозащиты воздушных линий и линий связи длиной более 100 м.
        4. Наличие источника бесперебойного питания для возможности работы системы в течение не менее 30 мин. после аварийного отключения электричества.
      1.7.
      Оборудование рабочего места оператора-охранника
        1. Возможность просмотра записи камер видеонаблюдения в режиме on-line.
        2. Возможность вывода на экран монитора изображений от одной до всех камер.
        3. Возможность просмотра архива записи и сохранения на съемный носитель.
      1.8.
      Обслуживание системы видеонаблюдения
        1. Наличие договора технического сопровождения с лицами, отвечающими предусмотренным действующим законодательством требованиям
      2.
      Ограждение
        1. Основная часть ограждения должна быть выполнена в виде сварных решетчатых панелей высотой не менее 1600 мм;
        2. В месте примыкания ограды учреждения к строениям (дома, гаражи, прочие постройки) ограда должна быть сплошная, высотой не менее 2,0 м.
        3. В местах въезда на территорию, ограждение должно быть оборудовано воротами с механическими замками, открывающимися только сотрудником охраны учреждения вручную.
      3.
      Автомобильная парковка
      1. В районе входа на территорию учреждения.
      4.
      Система сигнализации
      1. Наличие системы охранно-пожарной сигнализации и кнопки тревожной сигнализации.
      5.
      Охрана
      1. Наличие заключенного договора с организацией, имеющей лицензию на ведение охранной деятельности, либо иметь в штате специалиста по охране.
      6.
      Пост охраны
      1. Размещение в месте основного входа в здание учреждения.
      2. Нахождение сотрудника охранной организации на территории учреждения с 8-00 до 20-00 (все время нахождения в учреждении обучающихся).
      3. Наличие устройств тревожной сигнализации, обеспечивающих оперативную передачу в правоохранительные органы, лицам, осуществляющим охрану учреждения, и в ситуационные центры «Службы 112» тревожных сообщений.
      4. Наличие пульта управления охранно-пожарной сигнализации.
      5. Наличие монитора видеонаблюдения со всех установленных камер.
      6. Система телефонной связи с руководителем учреждения, правоохранительными органами, единой дежурно-диспетчерской службой.
      7.
      Наружное освещение территории учреждения в темное время суток
      1. Должно быть обеспечено освещение периметра учреждения, спортивных и игровых площадок, маршрутов движения от ворот и калиток до входа в учреждение.
      8.
      Содержание территории по периметру учреждения
      1. Своевременная обрезка крон, ветвей деревьев и кустарника для обеспечения видимости территории учреждения и исключения падения деревьев и крупных веток на территорию учреждения.
      2. Отсутствие на территории и вдоль периметра мусора (в том числе строительного) и открытых люков инженерных систем.
      9.
      Интернет
      1. Наличие интернет-канала с пропускной способностью не менее 50 Мбит входящего и исходящего трафика с областью взаимодействия по Городу Томску.
      10.
      Защита персональных данных
      1. Информационные системы персональных данных (ИСПДн) образовательных учреждений в которых будут хранится и обрабатываться персональные данные (ПДн) должны быть классифицированы, а так же должны быть разработана и внедрена система защиты ПДн, соответствующая классу ИСПДн