Резолюция Всероссийской научно–практической конференции «Дошкольное образование: проблемы, перспективы и возможности» г. Томск, 5 - 7 апреля 2016 г.

Резолюция
Всероссийской научно–практической конференции
«Дошкольное образование: проблемы, перспективы и возможности»
г. Томск, 5 - 7 апреля 2016 г.


С 5 по 7 апреля 2016 года в городе Томске состоялась Всероссийская научно–практическая конференция «Дошкольное образование: проблемы, перспективы и возможности». Конференция организована Департаментом общего образования Томской области, департаментом образования администрации Города Томска, общественной организацией «Педагогическое общество России» при участии внешних партнеров:
- ОГБУ «Региональный центр развития образования»;
- ОГБПОУ Томского государственного педагогического колледжа, ОГБОУ ДПО(ПК) «Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования»;
- НИ Томский государственный университет;
- НИ Томский политехнический университет;
- ФГБОУ ВПО Томский государственный педагогический университет;
- Сибирский государственный медицинский университет;
- Научно – исследовательский институт медицинской генетики.
Всего в научно–практической конференции приняли участие 900 человек, в том числе:
- круглый стол «Ключевые вопросы реализации ФГОС дошкольного образования», 115 чел.;
- Пленарное заседание – 362 чел.;
- панельная дискуссия (ток-шоу) «Современное дошкольное образование: перспективы, ценности, противоречия и приоритеты» - 286 чел.
Открытые образовательные события, всего участников – 568 чел., из них:
- Педагогический совет «Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования» - 69 чел.
- «Здоровье и физическое развитие детей: современные требования, роль генетиков, медиков, родителей. Здоровьесберегающие технологии для дошкольников» - 68 чел.
- Творческая лаборатория «Семья как активный участник образовательного процесса: ресурсы и возможности» - 129 чел.
- Дискуссионная площадка - «Инклюзивное образование: вчера, сегодня, завтра» - 103 чел.
- Круглый стол - «Новые организационно – экономические механизмы в управлении дошкольной образовательной организации» - 69 чел.
- Семинар - «Новые возможности, перспективы и технологии в повышении квалификации и переподготовки сотрудников дошкольных организаций» - 57 чел.
- Дискуссия - «ФГОС дошкольного образования: от документа до реализации» - 73 чел.
Мастер – классы, 7 апреля 2016 г. Общее количество участников – 579 чел.
- «Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия семьи дошкольной образовательной организации» - 108 чел.
- «Организация развивающей предметно-пространственной среды как одно из основных условий успешной реализации ФГОС дошкольного образования» - 108 чел.
- «Современные формы организации детских видов деятельности» - 91 чел.
- «Индивидуализация дошкольного образования в свете требований ФГОС дошкольного образования» - 76 чел.
- «Организация музыкальных занятий в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования» - 96 чел.
- «Особенности организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, интегрированное и инклюзивное образование» - 100 чел.

Города – участники: Томск, Москва, Великий Новгород, Санкт-Петербург, Орел, Кемерово, Красноярск, Новосибирск, Иркутск, Черемхово, Сочи, Северск.
Участники конференции - представители научного сообщества, региональных, муниципальных ведомств, руководители и специалисты образовательных учреждений регионов Российской Федерации, в том числе: ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 2», муниципальное бюджетное учреждение «Красноярский информационно-методический центр», муниципальное автономное учреждение ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования», муниципальное казенное учреждение «Центр обеспечения и развития образования г. Черемхово» Иркутской области.
На конференции рассматривались следующие вопросы:
1. Приоритеты государственной политики в сфере дошкольного образования на период до 2020 года (обеспечение доступности качественного образования, обновление его содержания, технологий образования).
2. Современное управление и менеджмент в дошкольной образовательной организации.
3. Ключевые вопросы организации деятельности дошкольных образовательных организаций.
4. Взаимодействие социальных институтов в процессе воспитания детей дошкольного возраста.
5. Поддержка различных направлений развития дошкольников (познавательное, художественно-эстетическое, физическое, речевое, социально-коммуникативное развитие), проблемы здоровьесбережения и обеспечения безопасности в дошкольном образовании.
6. Инклюзивное образование в современных условиях.
7. Проблема повышения профессиональной компетентности работников дошкольных образовательных организаций.
На пленарном заседании и на открытых образовательных событиях научно – практической конференции состоялось деловое и конструктивное обсуждение проблем, перспектив и возможностей развития дошкольного образования, реализации государственной программы «Развитие образования в Томской области» (утверждена постановлением Администрации Томской области от 30 октября 2014 г. N 413а).

Участники конференции согласовали общую научную и практико-ориентированную позицию в понимании основных направлений практической реализации задач развития и совершенствования введения ФГОС дошкольного образования.

Отметив позитивные результаты и тенденции, имеющиеся проблемы в деятельности дошкольного образования, участники конференции выработали следующие рекомендации:

Законодательным и исполнительным органам власти:
- рассмотреть возможность сохранения медицинских штатов в организациях, имеющих
группы компенсирующей направленности;
- предусмотреть подготовку кадров по юридической специальности в сфере «Образование»;
- рассмотреть возможность разработки с Рособрнадзором единых требований и подходов к нормативно – правовому регулированию реализации ФГОС дошкольного образования.

Региональным, муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере образования:
- продолжить системное научно-методическое, консультационное, информационное, экспертно-аналитическое сопровождение дошкольных образовательных организаций;
- продолжать повышение имиджа дошкольных образовательных организаций за счет привлечения квалифицированных кадров и создания благоприятных условий для пребывания детей в ДОО;

- создавать условия для укрепления взаимодействия и повышения роли всех участников образовательных отношений (воспитанников, педагогов, родителей) в развитии дошкольного образования;
- отрегулировать в дошкольных образовательных организациях механизмы стимулирования сотрудников как фактор достижения стратегических целей развития учреждения;
- рассмотреть возможность участия в федеральной программе по апробации методического комплекса организации системы развивающего оценивания качества образования в дошкольной образовательной организации;
- продолжить развитие в г. Томске и Томской области инклюзивного образования, помогающего предотвратить дискриминацию в отношении детей с особыми образовательными потребностями, и гарантирующего им право быть равноправными членами общества;
- содействовать разработке и совершенствованию образовательных программ дошкольного образования, в том числе адаптированных для детей с ОВЗ;
- разработать и принять в соответствии с ФГОС дошкольного образования нормативно-правовые акты, регламентирующие финансирование и деятельность образовательных организаций «инклюзивного типа» по развитию инклюзивного образования;
- обеспечить готовность школ к принятию детей с разными вариантами развития (как с нормативным, так и с особыми образовательными потребностями);
- содействовать организации взаимодействия дошкольных образовательных организаций и семейного сообщества;
- привлекать общественные организации для проведения в ДОО просветительских занятий по формированию правильного понимания важности получения дошкольного образования;
- принимать участие в ежегодном Всероссийском конкурсе «Сотрудничество ДОУ и семьи»;
- поддержать инициативу создания региональной Ассоциации воспитателей для решения вопросов по повышению престижа профессии воспитатель, развитию профессионализма педагогического сообщества и содействию в улучшении социальных условий педагогов.
- проводить мероприятия для руководителей дошкольных образовательных организаций, направленные на разъяснение нормативно-правовой базы и содержания ФГОС дошкольного образования.
Учреждениям, осуществляющим повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников образования, подготовку кадров для системы образования (ТГПУ, ТГПК, ТОИПКРО, РЦРО, МАУ ИМЦ):
- обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, реализующих дошкольное образование с учетом ФГОС дошкольного образования;
- включить в план курсовой и профессиональной переподготовки для учителей начальной школы и педагогов образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, вопросы организации преемственности в условиях реализации ФГОС;
- обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, реализующих образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов на различных уровнях инклюзивной образовательной вертикали;
- продолжить работу по методическому обеспечению осуществления преемственности между уровнями образования;
- оказывать помощь в разработке персонифицированных и внутрикорпоративных программ повышения квалификации педагогов на основе мониторинга проблем дошкольной организации;
- активизировать работу по сетевому взаимодействию между образовательными организациями в вопросах обеспечении преемственности.

Образовательным организациям, реализующим программы дошкольного образования:
- повышать престиж деятельности педагогического работника дошкольного образования;
- провести анализ соответствия квалификации педагогического коллектива требованиям профессионального стандарта педагога и ФГОС дошкольного образования для выработки маршрута устранения профессиональных дефицитов;
- рекомендовать использовать опыт работы базовых площадок по отработке моделей ФГОС дошкольного образования в Томской области;
- способствовать продвижению идей дошкольного образования, принятию принципов и приоритетов сотрудничества с семейным сообществом;
- расширить внебюджетную деятельность МАДОУ за счет предоставления дополнительных платных образовательных услуг детям, которые не посещают дошкольные образовательные организации;
- активно кооперироваться с общественными организациями по вопросам оказания психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающих детей с ОВЗ.
- организовать для педагогических работников практико-ориентированные семинары по изучению содержания ФГОС дошкольного образования.