Памятка родителям подростков

Памятка родителям подростков


Подростковый возраст - это пик активности, прежде всего физической, время бурной перестройки организма, который «диктует» специфические парадоксы подростковой психики:

- подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, но при этом, не зная, что с ней делать, хочет выразить себя, но не знает как;

- подросток стремится иметь своё лицо, выделиться из «толпы», но делает это при полной слитности со своим окружением, стараясь быть как все в компании, в классе, во дворе и т.д.;

-подростку интересно сразу всё и ничего;

- подростку хочется всего сразу, и, если позже, то тогда, зачем всё это;

- подросток при всей своей самоуверенности очень не уверен в самом себе.

Взаимодействие с подростком.

- Полезно предоставлять подростку свободу в отношении того, в чем он нуждается (выбирать себе интересы, друзей, определять круг симпатий и антипатий, высказывать свое мнение);

-ограничения должны быть четкими и ясными;

- будьте в курсе того, куда ходит ваш ребенок, что он делает;

- дети должны постоянно ощущать вашу веру в них, особенно в неблагополучные для них периоды;

- осуществляйте ненавязчивый контроль (не делайте запретный плод сладким);

- не судите детей, если их взгляды и ценности расходятся с Вашими;

- посоветуйте ребенку присмотреться к разным людям, прежде чем стать чьим-либо постоянным другом;

- избегайте допросов, поддерживайте доверительные отношения с подростком;

- что бы ни делал Ваш ребенок, пытайтесь понять причину, искоренить ее.

Убеждение и личный пример - это основополагающее в воспитании подростка.

Как улучшить взаимоотношения с подростками.

Одна из важных сфер жизнедеятельности для подростка - общение со сверстниками. Для детей главное - не просто быть рядом со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение (лидер, авторитет, друг), поэтому родителям важно научить детей быть лично ответственными за успешность общения с окружающими;

многие дети не умеют управлять своим поведением, отсюда задача родителей - воспитывать силу воли у подростков, научить его ставить перед собой цели, которые должны отвечать актуальным потребностям ребенка (например, закончить четверть без "троек");

родителям важно научить подростка составлять план действий (после этого ребенок психологически уже будет готов к его выполнению);

подростки нуждаются в уважении и признании взрослых. Предоставив им это, родители смогут улучшить взаимоотношения с детьми;

дети остро чувствуют, искренни ли с ними взрослые; чем больше вы будете искренне интересоваться проблемам ваших детей, тем больше они будут доверять вам;

Решение «ценностных конфликтов»:

родители должны не пассивно соглашаться с подростком, а аргументированно отстаивать собственную позицию (спокойное, доброжелательное противодействие);

родители должны изменить прежние формы выражения своих чувств по отношению к своему ребенку- подростку, перейти на «взрослый уровень» эмоционального реагирования;

родители должны уметь оказывать своему ребенку психологическую поддержку: замечать малейшие достижения ребенка, опираться на сильные стороны ребенка, избегать подчеркивания промахов; показывать, что удовлетворены ребенком; вносить юмор во взаимоотношения с ребенком, демонстрировать оптимизм.

Поощрения и наказания ребенка в семье

Искусство наказывать и поощрять

1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.

2. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.

3. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что -то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.

4. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.

5. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.

6. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.

7. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.

8. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:

• Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания.

• Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений.

• Упрямство – свидетельство желания быть независимым.

• Агрессия - ребенок ищет способ самозащиты.

• Суета, беготня – ребенок дает выход энергии.

Родителям о наказании ребенка

1. Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас.

2. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.

3. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

4. Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.

5. Задача дисциплинарной техники – изменить желания ребенка, а не только его поведение.

6. Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.

7. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства – любовь и ненависть, – как сразу возникает конфликт.

8. Частые наказания побуждают ребенка оставаться инфантильным.

9. Наказание может помочь ребенку привлекать внимание родителей любыми средствами.

10. Нельзя наказывать ребенка до 2,5-3 лет.

Наказывая, необходимо помнить:

● Наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому.

● Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте.

● Никакой профилактики, никаких наказаний «на всякий случай».

● За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.

● Недопустимо запоздалое наказание. Уже сам факт обнаружения проступка, в большинстве случаев, достаточное наказание. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях, наказание неотвратимо. Не наказания должен бояться ребенок, не гнева, а огорчения родителей.

● Не унижайте ребенка. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних проступках больше ни слова.

Когда наказание безрезультатно:

● когда бессистемно (за одно и то же то наказывают, то нет);

● если ребенок более сильный и упрямый;

● неожиданно (до этого не наказывали).

Как поощрять ребёнка в семье

Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку.

Поощряйте своего ребёнка жестами.

Радуйтесь вместе с ребёнком его успехам, устраивайте маленькие семейные чаепития по поводу успехов.

Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребёнке самоуважение.

Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите его принимать подарки.

Формируйте в своей семье традиции поощрения ребёнка: день рождения, Новый год, 1 сентября, удачное выступление и т.д.

Дарите подарки своему ребёнку не только с учётом его желаний, но и с учётом возможностей своей семьи.

Если ребёнок поощряется деньгами, то вы должны знать каким образом он их использовал.

Учите своего ребёнка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Помните! Ваше внимание, любовь, ласка, дружеское участие, совет, расположение, доброта могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок!