О недопущении насилия в отношении детей в школе

О недопущении насилия в отношении детей в школе



Школьное насилие - вид насилия, при котором имеет место принуждение, применение силы между детьми или учителем по отношению к ученикам.

Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое:

- эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижая его и снижая его самооценку;

- под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате которого возможно нанесение физической травмы.

Виды эмоционального насилия:

насмешки, присвоение кличек бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;

отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т.д.).

К физическому насилию относятся:

- избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др.

Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у ребенка длительные травмирующие переживания.

Причины жестокого обращения между детьми:

борьба за лидерство;

столкновение субкультур, ценностей, взглядов и неумение толерантно относиться к ним;

агрессивность;

зависть;

отсутствие предметного досуга.


Когда стоит насторожиться?


ребенок «сам не свой» - печальный, злой, подавленный, плохо спит ночью;

падает успеваемость в школе;

учитель постоянно оставляет замечания в дневнике об опоздании и пр.;

пропадают вещи ребенка;

ребенок регулярно ищет предлог, чтобы остаться дома.


Ребенка обижают в школе - как действовать?


Что чаще всего советуют родители (особенно занятые) в этой ситуации? Не обращать внимание. Конечно, если мальчик дернул одноклассницу за косичку, или кто-то кого-то обозвал, то здесь никакого конфликта нет, и данный совет вполне правильный. Но если конфликт перерастает в проблему, которая отражается на настроении, успеваемости и даже здоровье ребенка, то пора прибегать к более эффективным методам. Трусливо и покорно проглатывая обиды, ребенок вынужден будет изначально смириться с ролью жертвы. Последствия для его последующего становления себя, как личности, могут быть неутешительными. Как минимум, ребенок замкнется в себе. Сочувствовать, эмоционально поддерживать и быть рядом в любой ситуации – это первая задача родителя. Ребенок должен не бояться делиться с родителями своими переживаниями. Ваша задача - грамотно объяснить ребенку, почему он прав или не прав и что делать. Однозначно не следует мчаться в школу и наказывать обидчика. Во-первых, у вас нет права наказывать чужого ребенка, во – вторых, после вашего «акта отмщения» к ребенку могут начать относиться еще хуже. То есть, проблема не решится, а ребенок станет «ябедой».

Один из вариантов - собраться всем сторонам вместе и прийти к единому решению. То есть, оба ребенка, родители с обеих сторон и педагог.

Педагог – это человек, который играет основную роль «рефери» в конфликте. В силах учителя – как не допустить конфликта, так и грамотно примирить стороны еще до вмешательства родителей. Именно учитель, в первую очередь, должен найти способ объединить конфликтующие стороны – через беседу, дружеские наставления, игру или совместный труд.

Отдать ребенка в спортивную секцию – тоже хороший воспитательный момент. Но дело не только в том, что ваш малыш научится защищаться физически и сможет «отразить удар». Руководитель секции должен обучать детей с точки зрения воспитания в ребенке лидерских качеств и правильной оценки ситуации. Опытный учитель учит не махать кулаками, а развивать уверенность в себе и решать конфликты, в первую очередь, психологически.

Поищите способ примирить детей. Устройте детскую вечеринку, праздник. Придумайте сценарий праздника, в котором будут задействованы все стороны конфликта. Если конфликт выходит за рамки допустимого, если речь идет уже о детской жестокости с причинением физического вреда, преследованием и унижением, то здесь уже проблема решается на уровне директора школы и сотрудника правоохранительных органов.

Учите своего ребенка постоять за себя, верить в себя и быть сильной справедливой личностью.