Рекомендации по итогам Общественных слушаний по вопросам качества условий для оказания образовательных услуг в Томской области для детей с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендации
по итогам Общественных слушаний по вопросам качества условий для оказания образовательных услуг в Томской области для детей с ограниченными возможностями здоровья
10.11.2015, г. Томск

10 ноября 2015 года в г. Томске Региональным отделением Общероссийского народного фронта (РГ «Образование и культура как основы национальной идентичности») при участии руководителей органов исполнительной и законодательной власти Томской области, представителей Центрального Штаба Общероссийского общественного движения «Народный Фронт «За Россию», Комиссии по развитию науки и образования Общественной Палаты Российской Федерации (Духанина Л.Н.), Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации (Терехина И.О.), Фонда ОНФ «Национальные ресурсы образования» (Черных А.И.), Администрации города Томска, регионального и муниципальных органов управления образованием, родительской общественности, общественных организаций «АУРА», «Диво», Благотворительного Фонда «Обыкновенное чудо», Ассоциации детей инвалидов, Уполномоченного по правам ребенка в Томской области, руководителей и специалистов департаментов, курирующих вопросы здравоохранения, социальной защиты населения, семьи и детей, общего и профессионального образования и других заинтересованных лиц проведены Общественные слушания по вопросам качества условий для оказания образовательных услуг в Томской области для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В ходе Общественных слушаний участники обсудили актуальные вопросы коррекционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью, в том числе:
- анализ текущего состояния и проблем коррекционного образования в регионе, основанный на статистических данных и отчетах органов управления образованием муниципального и регионального уровней;
-результаты социологического опроса родителей и педагогов по вопросам качества условий для обучения детей с ОВЗ в Томской области. Опрос проведен с целью изучения уровня информированности родителей и педагогов по вопросам образования детей с ОВЗ и удовлетворенности качеством условий для оказания образовательных услуг в Томской области детям с ОВЗ. В опросе приняли участие более 43% родителей (6116 человек) и 54% педагогов (4081 человек), работающих с данной категорией детей;
-принимаемые меры по обеспечению доступности качественного образования, социальной поддержки и медико-психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ в Томской области;
-существенные отличия в вопросах организации особых образовательных условий для детей с ОВЗ разной степени тяжести ограничения жизнедеятельности и разных нозологий в условиях функционирования образовательных организаций;
-возможность сохранения различных типов образовательных организаций, реализующих специальное образование детей с ОВЗ и инвалидностью;

Участники единодушны в постановке общей задачи – обеспечить равные условия получения качественного образования для всех, без исключения, молодых сограждан, и с этой целью создать специальные условия, позволяющие ребенку реализовать свое право на образование.
В Томской области обучается 13 867 ребенка с ОВЗ и инвалидностью, что составляет 12,6 % от общего количества обучающихся. Численность детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях Томской области ежегодно увеличивается (2011 г. – 8 064 ребенка, 2012 г. – 9 254 ребенка, 2013 г. – 10 549 детей, 2015 г. – 13 867 детей).
Образование детей с ОВЗ и инвалидностью организовано как совместно с детьми, не имеющими нарушений развития (инклюзивно), так и в отдельных классах, группах и в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Процент детей с ОВЗ, обучающихся инклюзивно в 2015-2016 учебном году составляет 71 % (9837 детей) от общего количества детей с ОВЗ и инвалидностью, и является высоким показателем.
В Томской области функционирует 14 отдельных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (специальных (коррекционных) образовательных организаций) и 1 Центр психолого-медико-социального сопровождения. Количество специальных (коррекционных) образовательных организаций (СКОУ) в области не уменьшается с 2011 года, все школы сохранены. Численность обучающихся в СКОУ остается стабильной и не уменьшается. В 2015-2016 учебном году в них обучается 1428 детей.
В школах области сохранены специальные (коррекционные) классы в которых обучается 1324 детей с ОВЗ и инвалидностью.
Сеть образовательных организаций, реализующих инклюзивное образование, насчитывает 272 образовательные организации в 20 муниципальных образованиях Томской области, что составляет 84,5 % от общего количества общеобразовательных организаций Томской области.

В ходе обсуждения вопросов качества условий для оказания образовательных услуг в Томской области для детей с ОВЗ и инвалидностью было отмечено, что развитие инклюзивного образования должно быть нацелено на расширение дополнительных возможностей и форм получения образования для детей с ОВЗ и инвалидностью, а никак не на замену и вытеснение уже имеющихся, хорошо себя зарекомендовавших коррекционных образовательных организаций.
В ходе выступлений и обсуждений докладов дана оценка положительных аспектов и проблем существующей системы специального (коррекционного) образования в Томской области.
Положительные аспекты:
-в Томской области реализуются три модели образования детей с ОВЗ и инвалидностью: инклюзивное образование, обучение в коррекционных классах в общеобразовательных организациях и обучение в специализированных (коррекционных) школах.
-имеются возможности выбора форм и методов организации образовательного процесса для детей с ОВЗ и инвалидностью;
-с 2008 года используются инклюзивные образовательные технологии в общеобразовательных массовых школах; имеющийся опыт интеграции детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательные организации показывает высокую эффективность такой работы.
-создана сеть пилотных площадок на базе образовательных организаций по апробации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для обучающихся с ОВЗ на базе в 2015-2016 учебном году.
-реализуются адаптированные, индивидуальные образовательные программы;
-создаются условия для социализации и интеграции детей с ОВЗ и инвалидностью в общество с целью преодоления общественных стереотипов, связанных с отсутствием толерантного отношения к особенным детям.
Вместе с тем были отмечены следующие проблемы в сфере образования детей с ОВЗ и инвалидностью в Томской области:
1.Существует потребность:
-дополнительного бюджетного финансирования образовательных организаций для реализации программ дополнительного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью, в том числе, и с использованием дистанционных образовательных технологий;
-в подготовленных педагогических кадрах, обеспечивающих коррекционное психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью, в образовательных организациях (дефектологи, логопеды, психологи, социальные педагоги);
-в создании универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей с ОВЗ и инвалидностью, в 80% общеобразовательных организаций от общего количества школ и учреждений дополнительного образования детей;
-в оснащении образовательных организаций специализированным учебным и реабилитационным оборудованием, методическими материалами;
    -в профессиональной подготовке новых специалистов – тьюторов, ассистентов (помощников) для сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью во время организации образовательного процесса.
2.Недостаточно развита система просвещения и информирования родителей детей с ОВЗ о возможностях получения образования, психолого-медико-педагогического и реабилитационного сопровождения. Недостаточно общественно-просветительских кампаний по распространению существующего положительного опыта, идей, принципов и средств формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ.
3.Недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогических работников для работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью.
4.Отсутствие возможности для обучения детей с тяжелыми речевыми нарушениями на II ступени (основное общее образование, 5-10 классы) образования.

Учитывая изложенное, участники Общественных слушаний рекомендуют:
Органам исполнительной и законодательной власти Томской области, органам местного самоуправления, образовательным организациям:
1. Совершенствовать систему сбора и анализа статистических данных по детям с ОВЗ с целью своевременного определения необходимого объема и состава услуг, объема финансирования для создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в образовательных организациях.
2. Совершенствовать нормативно-правовое регулирование вопросов организации обучения детей с ОВЗ и инвалидностью в части утверждения размера регионального норматива расходов на одного ребенка с ОВЗ и инвалидностью на получение начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательном классе (инклюзивное образование).
3. Сохранить и обеспечить дальнейшее развитие вариативных форм образования для детей с ОВЗ и инвалидностью.
4. Обеспечить доступность (безбарьерную среду) организаций, осуществляющих образовательную деятельность в целях дальнейшего развития инклюзивного образования детей с ОВЗ и инвалидностью. Разработать и включить в муниципальные программы мероприятия по созданию комплекса условий в соответствии с требования ФГОС для детей с ОВЗ.
5. Создать условия для развития существующих специальных (коррекционных) образовательных организаций (материальные, учебно-методические, кадровые и др.) для осуществления комплекса услуг для детей с ОВЗ: образование, коррекция, реабилитация.
6. Создать условия для обучения детей с тяжелыми речевыми нарушениями на II ступени (основное общее образование, 5-10 классы) образования.
7. Обеспечить условия для подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, реализующих практики инклюзивного и специально-коррекционного обучения детей с ОВЗ и инвалидностью, в том числе с привлечением специалистов из ведущих профильных учреждений страны.
8. Исключить возможность внедрения инклюзивной модели образования в образовательных организациях, не обеспеченных специальными условиями и педагогическими кадрами надлежащей квалификации, соответствующей потребностям детей с ОВЗ и инвалидностью.
9. Совершенствовать систему работы по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников и обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с соответствующим консультационным сопровождением родителей, педагогов и психологов.

10. Обеспечить доступность профессионального образования лицам с ОВЗ и инвалидностью в Томской области.

11. Провести в каждом муниципалитете детальный анализ результатов социологического опроса, проведенного с целью изучения уровня информированности родителей и педагогов по вопросам образования детей с ОВЗ и удовлетворенности качеством условий для оказания образовательных услуг в Томской области детям с ОВЗ. Привлечь к анализу родителей, педагогов, специалистов здравоохранения, общественных организаций.

Органам исполнительной и законодательной власти Томской области, органам местного самоуправления, организациям образования, здравоохранения и культуры, общественным организациям, СМИ, родительской общественности:

12. Совершенствовать механизмы межведомственного взаимодействия по вопросам образования, коррекции, реабилитации, социализации детей с ОВЗ и инвалидностью.

13. Совершенствовать систему мер, направленных на социализацию воспитанников и обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

14. Совершенствовать систему просвещения и информирования родителей детей с ОВЗ о возможностях получения образования, психолого-медико-педагогического и реабилитационного сопровождения (общественно-просветительские кампании, буклеты медико-педагогического профиля, лектории, страницы на сайтах образовательных, медицинских учреждений и ПМПК, публикации в СМИ и др.).

15. Формировать позитивное общественное мнение о детях с ОВЗ и инвалидностью, об их потенциале для обучения в среде своих сверстников; реализовать мероприятия, направленные на устранение стереотипов и предрассудков в школьной среде и обществе по отношению к детям с ОВЗ и инвалидностью, вовлечение их в социально-значимую, общественную деятельность.