Воспоминания директора ШПЗ Г.И. Тригорлова


История появления
В начале Великой Отечественной войны из Белоруссии было эвакуировано оборудование Злынковского шпалопропиточного завода. В Томск оно прибыло в августе 1941 года. Выгрузили его на станции Черемошники на территории лесопереволочного комбината.
В июле 1942 года на заболоченном пустыре реки Томи началось строительство завода. Страна нуждалась в шпалах и переводных (стрелочных) брусьях для разрушенных войной железных дорог и для поддержания существующих.
Работа по строительству завода велась по 10-12 часов в сутки в условиях нехватки людей, одежды, обуви, продовольствия. В строительстве завода использовался и труд заключенных.
27 февраля 1945 года завод выдал свою первую продукцию. В этот же день Государственная комиссия подписала акт приемки завода в эксплуатацию.
27 февраля 1945 года – день рождения завода.
Строили завод и работали с первых дней – Павел Семенович Сидоров, Анастасия Ивановна Матвеева, Вера Максимовна Косенкова, Клавдия Савельевна Колуганова, Мария Филатовна Романова. А также прораб строительства, а затем главный инженер Иван Федорович Растихин и начальник строительства, а затем и первый директор Моисей Семенович Липницкий.
Коллектив завода, его партийных и профсоюзных руководителей телеграммой поздравил Верховный главнокомандующий И.В.Сталин.
Развитие завода
Шпалы поставлялись к причалу завода на баржах. Выгрузка велась вручную. Коллектив завода с тех пор постоянно вел работу, направленную на облегчение труда при выгрузке шпал с барж, укладки их на просушку, загрузку в вагонетки и отгрузку в ж/д вагоны. Устанавливались башенные краны. Для механизации всего процесса от поставщика до отгрузки был сформирован пакет из 30 шпал с тонкими прокладками.
Построена новая своя кирпичная котельная, которая питала теплом и горячей водой и рядом расположенный жилой микрорайон. Постоянно усовершенствовался и процесс пропитки шпал, управление этим процессов.
В послевоенные год с пуском завода трудились: гл. механик Алексей Ефимович Парохонный, гл. механик Ефим Юрьевич Левицкий, начальник цеха Георгий Григорьевич Кречетов, мастер Егор Григорьевич Федосеев.

Директора завода:

Моисей Семенович Липницкий– с 1942 года был начальником строительств, а затем его директором до 1957 года. При нем началась установка башенных кранов.

Илья Яковлевич Вакс (1957-1976). При нем механизировались погрузочные работы, построен причал, смонтированы портальные краны. Впервые стали решать экологические проблемы: построены очистные сооружения, проведено озеленение завода и микрорайона. Строилось жилье, а также построены детсад и клуб.
За разработку технологии сушки шпал завод был участником выставки ВДНХ, где был награжден дипломом.

Тригорлов Григорий Иванович (1976-2002). Ему досталось нелегкое наследство после пожара 1 октября 1975 года: огнем было уничтожено 700 тысяч шпал, выведены из строя все железнодорожные пути, башенные краны и т.д.
Под его руководством все деревянные здания на территории завода были заменены кирпичными. Причем архитектором, проектировщиком и прорабом при строительстве был сам директор. За это время была произведена реконструкция основного производства, газоочистка, очистка сточных вод. Введена бактериологическая очистка в 1989 году. Внедрено оборотное водоснабжение (сбрасывали воду не в канализацию, а в котельную – в производство).

Деятельность завода
По своей технологической оснащенности завод занимал одно из первых мест среди 23 шпалопропиточных заводов бывшего Союза.
В июне 1984 года на Томском ШПЗ как на одном из передовых в своей отрасли, было проведено Совещание – Семинар всех руководителей ШПЗ Союза по обмену опытом работы с участием представителей МПС.
Начинал завод с пропитки 18000 шпал, а к 1984 году их количество увеличилось до 2 млн. (срок службы непропитанных шпал – 5 лет, пропитанных – 20 лет).
После войны завод поставлял шпалы на железные дороги Сибири и Дальнего Востока, а особенно много на БАМ.
По предложению Тригорлова на заводе внедрена схема погрузки шпал в ж/д вагоны, которая позволила экономить вагоны на 25 % (всю продукцию ранее отгружали в 4000 тыс. вагонов, а по схеме директора – в 3000 тыс.). При нехватке вагонов в стране это важно. Завод неоднократно занимал призовые места по благоустройству жилого микрорайона на ул. Трудовая: первый секретарь ГК КПСС Ю.И. Литвинцев привозил автобусами руководителей города для показа содержания улиц, закрепленных за предприятием.
Завод постоянно строил жилье. Уже в 1948 году построено 10 жилых домов по ул. Трудовая, в 1952- 2 двухэтажных дома по ул. Ленина. В 1990 – 5-этажное по ул. Ленина, и две пятиэтажки по ул. Трудовая и т.д.
***
Говоря об истории завода, следует упомянуть с благодарностью главного инженера завода Валериана Александровича Зайцева, Ивана Яковлевича Вередова, технолога Галину Иосифовну Крутько, главного энергетика Марка Федосеевича Мутовкина, главных механиков Георгия Антоновича Шлапака, Юрия Григорьевича Петрова.

Ветераны завода: В.А. Никитин, М.А. Хохлов, Д.Е. Почтенко, Н.С. Витюк, М.П. Каравский, С.П. Лаптев, А.В. Захарова, В.П. Блинков, М.С. Логинов, С.К. Васильев, З.Н. Дюкова, С.И. Затузина, Х.А. Аббасов, О.И. Фомина, М.И. Хрулева, Н.А. Иванова, Н.М. Загоскин, И.Ф. Игнатов, П.Т. Кузнецов.

С января 1994 года коллектив завода образовал ТОО «Томский шпалопропиточный завод» и взял на 6 лет завод в аренду и управление Кемеровской железной дороги, благодаря чему выстоял в трудное время. После чего вернулся в собственность Западно-Сибирской железной дороги.
В последние годы пропитанные деревянные шпалы были вытеснены железобетонными (их срок службы составляет до 50 лет). Завод стал не востребованным. Тем более по экологическим требованиям он прекратил существование в 2013 году.

Г.И.Тригорлов
Директор ШПЗ(1976-2002)