РЕКОМЕНДАЦИИ Всероссийского совещания по проблемам гражданской обороны и защиты населения руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организациям (20 мая 2010 г.)

Заслушав и обсудив доклад Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К.Шойгу на тему: "Состояние и основные направления повышения готовности гражданской обороны в современных условиях" участники Всероссийского совещания отмечают, что гражданская оборона сохраняет важное значение в области оборонного строительства и обеспечения безопасности государства.
В настоящее время гражданская оборона осуществляет мероприятия по защите населения, материальных и культурных ценностей как от опасностей военного времени, так и от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и становится все более востребованной.
Совершенствуется система управления и оповещения гражданской обороны. Осуществляются мероприятия по созданию более эффективной системы управления гражданской обороны путем ее интеграции в систему управления в кризисных ситуациях.
Развивается Национальный центр управления в кризисных ситуациях (далее - НЦУКС), созданы Центры управления в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС) региональных центров МЧС России, 81 ЦУКС МЧС России в субъектах Российской Федерации и 462 единые дежурные диспетчерские службы муниципальных образований;
В целях повышения уровня информирования граждан в области гражданской обороны и улучшения их подготовки создается Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН).
В настоящее время сегменты ОКСИОН созданы и функционируют в 33 крупных городах Российской Федерации и обеспечивают гарантированное оповещение и ежедневное информирование свыше 30 млн. человек. Терминальные комплексы ОКСИОН обеспечивают контроль за состоянием окружающей среды в местах размещения.
Гражданская оборона должна быть готова к выполнению своих задач в военное время, к действиям в условиях нетрадиционных войн, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защите населения от последствий террористических проявлений и других возможных угроз и опасностей.
Развитие сил гражданской обороны осуществляется на основе качественно новых подходов к оптимизации их состава и структуры, повышения готовности к решению возложенных задач, комплексного применения современной техники и новейших технологий, улучшения подготовки личного состава.
Создана и развивается система обучения всех категорий населения в области гражданской обороны и защиты населения на основе внедрения современных обучающих методик и технических средств.
В Российской Федерации продолжается работа по развитию добровольных молодежных общественных объединений, по обучению молодежи в области безопасности жизнедеятельности. В настоящее время в составе Всероссийского студенческого корпуса спасателей насчитывается более 7200 человек, в рамках "Школы безопасности" проведены занятия с 2 млн. учащихся средних школ.
Проводятся мероприятия по повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов от угроз природного и техногенного характера и террористических проявлений. Разрабатываются и внедряются новые средства индивидуальной и коллективной защиты.
Целенаправленная работа федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" позволила им нормативно закрепить в соответствующих положениях порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в каждом конкретном федеральном органе исполнительной власти и субъекте Российской Федерации, а также определить основные мероприятия по гражданской обороне.
Завершена работа органами местного самоуправления по принятию порядков подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях.
Принятие соответствующих нормативных правовых и иных актов позволило создать необходимые условия для реализации основных направлений единой государственной политики в области гражданской обороны, повысить эффективность деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по осуществлению ими полномочий в указанной области.
В результате проведенной работы завершено формирование нормативно-правовых основ нового облика гражданской обороны, с учетом современных требований по обеспечению защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
В целях дальнейшего развития гражданской обороны с учетом уровня потенциальных опасностей возникновения чрезвычайных ситуаций, угроз военного и террористического характера Всероссийское совещание рекомендует:
1. Продолжить работу по формированию нового облика гражданской обороны, предусматривающего возможность использования ее сил и ресурсов при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и последствий террористических актов.
2. Продолжить совершенствование системы гражданской обороны, ориентированной на решение задач в рамках национальных приоритетов, определенных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации с учетом сложившихся социально-экономических условий, а также особенностей регионов страны.
3. Признать целесообразным развитие программно-целевых методов планирования мероприятий по гражданской обороне для поддержания гражданской обороны Российской Федерации на уровне, адекватном существующим опасностям и угрозам мирного и военного времени.
4. МЧС России:
обеспечить проведение единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий страны, критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного и техногенного характера, снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
осуществлять методическое руководство и контроль за выполнением задач гражданской обороны, организовать переработку организационно-планирующих документов в данной области;
внедрить систему технического регулирования в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
создать и внедрить механизмы независимой оценки рисков (аудит безопасности) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, развить систему страхования гражданской ответственности за деятельность потенциально опасных объектов;
повысить готовность сил гражданской обороны, подразделений федеральной противопожарной службы к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сократить сроки реагирования и ликвидации чрезвычайных ситуаций, внедрить современные технические средства и технологии защиты населения и территорий;
завершить мероприятия по реформированию войск гражданской обороны в спасательные воинские формирования в соответствии с Планом строительства и развития сил и средств МЧС России на 2007 - 2010 годы;
усилить методическое руководство и контроль за поддержанием в готовности защитных сооружений гражданской обороны и освежением запасов средств индивидуальной защиты для населения;
продолжить выполнение комплекса мероприятий по защите населения, проживающего (работающего) вблизи потенциально опасных объектов, в первую очередь химически и радиационно-опасных объектов и объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
реформировать систему мобилизационной готовности МЧС России, обеспечивающую максимальное задействование личного состава и численности мирного времени для решения задач в мирное и военное время;
усовершенствовать систему аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей;
повысить научно-технический уровень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых средств защиты для населения, разработке технических средств для действия в условиях радиационного, химического и биологического загрязнения (заражения), повышению эффективности использования ресурсов гражданской обороны для ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и последствий террористических актов, обеспечить внедрение их результатов;
осуществить меры по модернизации пунктов управления гражданской обороны МЧС России и его территориальных органов;
продолжить работы по совершенствованию системы связи и оповещения населения;
обеспечить освещение в средствах массовой информации перспективных направлений деятельности МЧС России, внедрение новых форм и методов обучения в области гражданской обороны и защиты населения;
организовать мероприятия по созданию учебно-материальной базы для улучшения качества подготовки руководящего состава и работников органов исполнительной власти всех уровней в области гражданской обороны в учебных заведениях МЧС России.
5. МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы в области гражданской обороны в целях реализации государственной политики в области гражданской обороны, созданию эффективной системы управления гражданской обороной, разработке механизмов внедрения новых технологий и способов защиты населения;
продолжить дальнейшее развитие системы управления в кризисных ситуациях в части совершенствования деятельности НЦУКС;
совершенствовать систему подготовки руководящего состава и обучения населения по гражданской обороне с использованием современных методов, технических средств обучения и информирования;
продолжить работу по формированию, в целях гражданской обороны, необходимого объема запасов средств индивидуальной защиты, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
осуществить меры по повышению готовности материальной базы гражданской обороны для защиты населения;
продолжить совершенствование ОКСИОН;
обеспечить организационно-методическое руководство и контроль за передачей в собственность субъектов Российской Федерации имущества гражданской обороны, накопленного в составе мобилизационного резерва для реализации ими полномочий в области гражданской обороны, а также по вопросу его содержания и использования указанного имущества;
уделить особое внимание внедрению новых технологий и способов защиты населения, а также повышению эффективности использования ресурсов гражданской обороны для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
принять меры по поддержанию в готовности существующих защитных сооружений гражданской обороны;
развивать международное сотрудничество в области гражданской обороны с целью повышения эффективности использования научно-технического потенциала мирового сообщества в интересах защиты населения, материальных и культурных ценностей от различных поражающих воздействий и угроз;
спланировать проведение в 2012 году Всероссийского совещания по проблемам гражданской обороны и защиты населения с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
6. Федеральным органам исполнительной власти:
продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой и нормативно-методической базы в области гражданской обороны;
организовать работу по внесению функций по организации и ведению гражданской обороны в положения о территориальных органах федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций;
принять меры по поддержанию в готовности к использованию по предназначению защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в хозяйственном ведении федеральных органов исполнительной власти;
продолжить работу по организации подготовки к ведению гражданской обороны, уточнению планов гражданской обороны, а также выполнению мероприятий по подготовке к реализации планов гражданской обороны, включая подготовку необходимых сил и средств, в соответствии с современными требованиями;
организовать выполнение мероприятий по совершенствованию и поддержанию в готовности систем управления, оповещения и связи гражданской обороны, модернизации систем централизованного оповещения гражданской обороны на базе технических средств нового поколения;
продолжить работу по созданию и повышению готовности нештатных аварийно-спасательных формирований к проведению аварийно-спасательных работ;
обеспечить реализацию требований инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе поддержание в готовности защитных сооружений гражданской обороны;
принять меры по своевременному освежению запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, улучшению условий их хранения и обеспечения контроля за техническим состоянием;
продолжить подготовку должностных лиц и специалистов по гражданской обороне, в том числе осуществить переподготовку в Институте развития МЧС России вновь назначенных руководителей основных структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти.
7. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
продолжить работу по совершенствованию нормативно-методических документов в области гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях;
продолжить работу по организации подготовки к ведению гражданской обороны, уточнению планирующих документов в области гражданской обороны;
усовершенствовать систему управления в кризисных ситуациях мирного и военного времени путем создания региональных центров управления в кризисных ситуациях, завершить на региональном уровне создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;
усовершенствовать инженерную, радиационную и химическую защиту населения, обучение всех категорий граждан в области гражданской обороны;
обеспечить финансирование мероприятий гражданской обороны за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в объемах, необходимых для эффективной работы органов управления, сил и средств гражданской обороны по решению задач мирного и военного времени;
принять меры по совершенствованию и поддержанию в готовности систем управления, оповещения и связи гражданской обороны, модернизации систем централизованного оповещения гражданской обороны на базе технических средств нового поколения;
принять меры по поддержанию в готовности защитных сооружений гражданской обороны к приему укрываемых, обеспечить повышение показателей их готовности по приведению из состояния "не готовых" к использованию по предназначению в состояние "ограниченно готовых" - 10%, по приведению из состояния "ограниченно готовых" к использованию по предназначению в состояние "готовых" - 10%, по возвращению в государственную собственность ЗСГО, приватизированных с нарушением установленного порядка - 15%, по завершению строительства недостроенных ЗСГО - 20%;
обеспечить переход единых дежурно-диспетчерских служб и автоматизированных объединенных систем оперативно-диспетчерского управления на телефонный номер "112";
продолжить реализацию комплекса мер, направленных на защиту населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
продолжить работу по повышению готовности нештатных аварийно-спасательных формирований к проведению аварийно-спасательных работ;
продолжить формирование, в целях гражданской обороны, необходимого объема запасов средств индивидуальной защиты, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, принять на баланс имущество гражданской обороны, переданное из мобилизационного резерва Российской Федерации;
спланировать комплекс мероприятий по освежению запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и радиационного контроля, улучшению условий их хранения и обеспечения контроля за техническим состоянием, а также по повышению готовности к их выдаче населению и личному составу нештатных аварийно-спасательных формирований в кратчайшие сроки;
продолжить выполнение комплекса мероприятий по защите населения, проживающего (работающего) вблизи потенциально опасных объектов, в первую очередь химически и радиационно-опасных объектов и объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
провести первоочередные мероприятия, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
повысить эффективность функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны, а также создание автоматизированных систем радиационного контроля и наблюдения;
продолжить работу по заблаговременной подготовке безопасных районов, в целях размещения эвакуированного населения и его первоочередного жизнеобеспечения, а также размещения и хранения материальных и культурных ценностей в этих районах;
продолжить работу по повышению эффективности защиты населения и населенных пунктов от пожаров, а также по решению вопросов поиска и спасания людей на водных объектах;
обеспечить выполнение требований инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
осуществить обучение установленных групп населения по гражданской обороне в учебных заведениях, учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны, обратив особое внимание на подготовку руководящего состава гражданской обороны.
8. Органам местного самоуправления:
принять меры по созданию, поддержанию в готовности защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны, находящихся в ведении муниципальных образований;
организовать работу по переходу единых дежурно-диспетчерских служб и автоматизированных объединенных систем оперативно-диспетчерского управления на территориях муниципальных образований на телефонный номер "112";
принять участие в работах по созданию системы мониторинга комплексной безопасности критически важных и потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, расположенных на территориях муниципальных образований;
обеспечить создание, содержание и организацию деятельности аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб на территории муниципальных образований;
продолжить работу по созданию, в целях гражданской обороны, запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств муниципальных образований;
осуществить обучение населения по гражданской обороне в учебных заведениях, учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны, обратив особое внимание на подготовку руководящего состава гражданской обороны.
9. Организациям:
завершить работу, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", по подготовке и утверждению порядков организации и ведения гражданской обороны в организациях и иных руководящих, планирующих и методических документов организаций в области гражданской обороны и защиты населения;
продолжить работу по организации подготовки к ведению гражданской обороны, уточнению планов гражданской обороны;
принять меры по созданию и поддержанию в готовности защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в оперативном управлении и хозяйственном ведении организаций, их учету в реестрах государственной и муниципальной собственности;
принять меры по совершенствованию и поддержанию в готовности систем управления, оповещения и связи гражданской обороны, модернизации систем оповещения гражданской обороны на базе технических средств нового поколения;
завершить в полном объеме работы по созданию локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;
продолжить работу по реализации и повышению эффективности комплекса мер, направленных на защиту работников организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, от пожаров и других чрезвычайных ситуаций;
обеспечить в установленном порядке представление данных для создания системы мониторинга комплексной безопасности критически важных и потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения;
продолжить работу по повышению готовности нештатных аварийно-спасательных формирований к проведению аварийно-спасательных работ;
принять меры по повышению устойчивости функционирования организаций в военное время;
продолжить работу по созданию, в целях гражданской обороны, запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств организаций;
принять меры по обеспечению освежения запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля организаций, улучшению условий их хранения и обеспечения контроля за их техническим состоянием.