Доклад об осуществлении администрацией Города Томска муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля за 2018 год

Раздел 1. Состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности


Исполнение функций по муниципальному контролю осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Кодексом Томской области об административных правонарушениях.
При проведении муниципального контроля в 2018 году осуществлялась проверка исполнения и соблюдения следующих правовых актов:
- Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в городе Томске, утвержденные постановлением Мэра Города Томска от 12.05.2008 № 362;
- Правил благоустройства, санитарного содержания территории МО «Город Томск», утвержденными решением Думы Города Томска от 01.03.2016 №161;
- Административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденного постановлением администрации Города Томска от 22.05.2013 № 505;
- Закона Томской области от 18.09.2015 № 124-ОЗ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля в Томской области»;
- Административного регламента осуществления муниципального земельного контроля в границах муниципального образования «Город Томск», утвержденного постановлением администрации Города Томска от 12.09.2017 № 825.
Со всеми вышеуказанными муниципальными правовыми актами юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых подлежала муниципальному контролю, могли ознакомиться на официальном портале муниципального образования «Город Томск» в сети интернет (http://admin.tomsk.ru/).
Раздел 2. Организация муниципального контроля

В соответствии с распоряжением администрации Города Томска от 07.11.2017 № р 1424, полномочиями по осуществлению муниципального контроля на территории муниципального образования «Город Томск» наделены администрация Кировского района Города Томска, администрация Ленинского района Города Томска, администрация Октябрьского района Города Томска, администрация Советского района Города Томска, департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, департамент городского хозяйства администрации Города Томска, а также департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации Города Томска.
Координацию деятельности уполномоченных отраслевых и территориальных органов администрации Города Томска по организации и осуществлению муниципального контроля на территории муниципального образования «Город Томск» осуществляет контрольное управление администрации Города Томска.
Реализация функции по осуществлению муниципального контроля производится в форме проведения плановых и внеплановых проверок по следующим направлениям:
- соблюдение требований земельного законодательства;
- содержание и ремонт фасадов зданий и сооружений;
- соблюдение требований в сфере благоустройства территорий;
- обеспечение сохранности автомобильных дорог местного значения;
- соблюдение требований в отношении муниципального жилищного фонда;
- соблюдение требований в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.
В 2018 году на территории муниципального образования «Город Томск» осуществлялись следующие виды муниципального контроля:
1. Муниципальный земельный контроль;
2. Муниципальный контроль в сфере содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений;
3. Муниципальный жилищный контроль.
Муниципальные служащие органов администрации Города Томска при осуществлении муниципального контроля действовали в рамках тех полномочий, которые предусмотрены Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и иными нормативными правовыми актами.
Случаи осуществления органами местного самоуправления контрольных мероприятий без правовых оснований не установлены. Взаимодействие между контрольными органами и иными органами государственного контроля (надзора) осуществлялось в соответствии с действующим законодательством.
При осуществлении муниципального жилищного контроля в 2018 году департамент городского хозяйства администрации Города Томска взаимодействовал с органом государственного жилищного надзора (департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области).
Аккредитация экспертов и экспертных организаций для выполнения контрольных мероприятий в 2018 году не проводилась.
Раздел 3. Финансовое и кадровое обеспечение муниципального контроля

Финансирование расходов по проведению в 2018 году мероприятий муниципального контроля в полном объеме осуществлялось за счет средств бюджета муниципального образования «Город Томск» в рамках общего финансирования содержания органов муниципального контроля. Отдельного финансирования обеспечения функций по осуществлению муниципального контроля не производилось.
Всего в органах, наделенных полномочиями по осуществлению муниципального контроля, числится 34 специалиста, должностные обязанности которых предусматривают выполнение функций по муниципальному контролю. Укомплектованность сотрудниками, осуществляющими муниципальный контроль, составляет 100 %. Квалификация всех 34 муниципальных служащих, наделенных полномочиями по муниципальному контролю, соответствует занимаемым должностям. В 2018 году мероприятия по повышению квалификации сотрудников осуществляющих муниципальный контроль не проводились.
В 2018 году при проведении плановых и внеплановых проверок, регулируемых Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008, было занято 7 сотрудников, выполняющих функции по осуществлению муниципального контроля.
Средняя нагрузка по фактически выполненному в 2018 году объему функций по муниципальному контролю составила 6,6 проверки на 1 сотрудника из 7, осуществлявших муниципальный контроль.
Эксперты и представители экспертных организаций в ходе осуществления муниципального контроля на территории муниципального образования «Город Томск» в 2018 году не привлекались.
Раздел 4. Проведение муниципального контроля

В 2018 году муниципальный контроль осуществлялся администрацией Советского района Города Томска, департаментом управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, департаментом городского хозяйства администрации Города Томска. Администрации Кировского, Ленинского и Октябрьского районов Города Томска, департамент дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска мероприятий по муниципальному контролю не проводили.
В ежегодный сводный план на 2018 год было включено проведение 4 плановых проверок, которые были проведены в установленные сроки. Вместе с тем, органами муниципального контроля проведено 42 внеплановых проверки по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, средств массовой информации о фактах соответствующих нарушений, а также в целях проверки исполнения ранее выданных предписаний. Таким образом, общее количество проверок за отчетный период составило 46, в том числе 40 проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.
В целях проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, включая выдачу предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в 2018 году выдано 3 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, а также проведен один плановый (рейдовый) осмотр, при проведении которого не требуется взаимодействие органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В течение 2018 года был подготовлен и размещен в ГАС «Управление» отчет по форме федерального статистического наблюдения № 1-Контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» об осуществлении администрации Города Томска муниципального контроля за первое полугодие 2018 года, план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, а также доклад и отчет об осуществлении администрацией Города Томска муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля за 2017 год.
Раздел 5. Действия органов муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений

По результатам проверок должностными лицами органов муниципального контроля составляются акты, в случае выявления нарушений требований действующих муниципальных правовых актов должностным лицом, осуществляющим проверку, составляется протокол об административном правонарушении, либо выдается предписание об устранении выявленных нарушений.
В результате мероприятий по осуществлению муниципального жилищного контроля в 2018 году в отношении 7 субъектов было выдано 8 предписаний за нарушения обязательных требований законодательства в отношении муниципального жилищного фонда. 8 административных материалов направлены в департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области для принятия процессуального решения. По итогам 30 проверок нарушений выявлено не было.
В рамках проведения муниципального земельного контроля в отношении 6 субъектов, было выявлено 3 нарушения требований законодательства.
Раздел 6. Анализ и оценка эффективности муниципального контроля

Показатели эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности на территории муниципального образования «Город Томск»:
- выполнение утвержденного плана проведения плановых проверок (в процентах от общего количества запланированных проверок) – 100 %;
- доля проверок, результаты которых признаны недействительными – 0 %;
- доля заявлений муниципального контроля, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (в процентах общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений) – 85,7%;
- доля проверок, проведенных органами муниципального контроля с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов муниципального контроля, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания – 0 %;
- доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых органами муниципального контроля были проведены проверки (в процентах общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования «Город Томск», деятельность которых подлежит муниципальному контролю) – 0,06 %;
- доля проведенных внеплановых проверок – 91,3 %;
- доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения – 21,7 %;
- доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях – 0 %.
В сравнении с 2017 годом количество проверок, проведенных в 2018 году, увеличилось на 4,34 % (44 и 46 проверки соответственно). Вместе с тем, количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых были выявлены правонарушения по итогам проверок, проведенных в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, в 2018 году уменьшилось на 16,66 % в сравнении с 2017 годом (10 и 12 проверок соответственно).
Раздел 7. Выводы и предложения по результатам муниципального контроля

В 2018 году муниципальный контроль проводился в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Муниципальными служащими, осуществлявшими контрольные мероприятия, соблюдались общие принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля.
Серьезной проблемой, возникающей при осуществлении муниципального жилищного контроля, является недостаточность либо отсутствие административных рычагов воздействия в отношении лиц, допустивших нарушение обязательных требований, установленных законодательством.
В соответствии со статьей 20 ЖК РФ муниципальные жилищные инспекторы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
Вместе с тем, на основании статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях наделены только должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ст.23.55 КоАП РФ).
Практика осуществления муниципального жилищного контроля подтверждает необходимость наделения органов местного самоуправления полномочиями по составлению протоколов по отдельным категориям дел, связанным с содержанием и обслуживанием муниципального жилищного фонда.
Для повышения эффективности муниципального жилищного контроля, обеспечения пресечения и недопущения нарушений обязательных требований, обеспечения всесторонней защиты прав и законных интересов, как собственников жилых помещений, так и субъектов предпринимательской деятельности в сфере управления жилищным фондом, необходимо не только привести в соответствие жилищное законодательство, но и наделить должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный жилищный контроль, полномочиями по возбуждению административного производства.
Также необходимо проведение практических семинаров по вопросам осуществления муниципального жилищного контроля, курсов повышения квалификации для уполномоченных должностных лиц.
Организация и проведение с гражданами, а также с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями профилактической работы по:
- разъяснению действующего законодательства (прав и обязанностей);
- предотвращению нарушений законодательства.
В части, касающейся проведения муниципального земельного контроля, считаем целесообразным основания проведения проверок государственного земельного надзора, предусмотренные подпунктом 3 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской федерации – поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан законодательно распространить и на муниципальный земельный контроль.