Порядок обжалования муниципальных правовых актов начальника департамента

Муниципальный правовой акт - это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Муниципальные правовые акты начальника департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска (далее – департамент недвижимости) издаются в форме приказов и распоряжений.
В зависимости от характера содержания муниципальные правовые акты начальника департамента недвижимости делятся на муниципальные правовые акты, носящие нормативный характер (наличие правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений) и муниципальные правовые акты, не относящиеся к нормативным правовым актам.
Существует судебный и досудебный (внесудебный) порядок обжалования муниципальных правовых актов, действий (бездействий) начальника департамента недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Судебный порядок обжалования муниципальных правовых актов начальник департамента недвижимости определен нормами главы 24, 25 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ).
1. Оспаривание муниципальных правовых актов начальника департамента недвижимости в порядке, предусмотренным нормами ГПК РФ.
1.1 Обжалование муниципальных правовых актов начальник департамента недвижимости, носящих нормативный характер (глава 24 ГПК РФ).
Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом начальника департамента недвижимости лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Заявление об оспаривании нормативного правового акта начальника департамента недвижимости подается в районный суд по месту нахождения департамента недвижимости.
В заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) наименование заявителя, его место жительства или, если заявителем является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;
4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов заявителя и его требования;
5) обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
6) перечень прилагаемых к заявлению документов.
В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства заявителя.
К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт. Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
1.2. Обжалование муниципальных правовых актов начальника департамента недвижимости, носящих ненормативный характер (глава 25 ГПК).
Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) начальника департамента недвижимости, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган – администрация Города Томска или к должностному лицу, курирующему деятельность департамента недвижимости.
Заявление подается в районный суд по месту его жительства или по месту нахождения заявителя или месту нахождения департамента недвижимости (ч. 2 ст. 254 ГПК РФ).
К решениям, действиям (бездействию), оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Заявитель вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.
2. Обжалование муниципальных правовых актов начальника департамента недвижимости, предусмотренные нормами АПК РФ.
С заявлением об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) начальника департамента недвижимости вправе обратиться в арбитражный суд граждане, организации и иные лица, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Заявление подается в арбитражный суд в письменной форме, подписывается заявителем, или его представителем, заявление также может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В заявлении должны быть также указаны:
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
К заявлению прилагаются:
1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;
3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;
4) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
5) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;
9) текст оспариваемого нормативного правового акта, решения.
Кроме судебного порядка обжалования муниципальных правовых актов начальника департамента недвижимости существует досудебный (внесудебный) порядок обжалования.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования
Данный порядок обжалования определен главой 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Так действия (бездействие), решения начальника департамента недвижимости могут быть обжалованы физическими и юридическими лицами, права и законные интересы которых были нарушены, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.
Обжалование действий (бездействия) и решений начальника департамента недвижимости осуществляется путем направления письменного обращения (жалобы) в вышестоящий в порядке подчиненности орган - администрацию Города Томска или к должностному лицу, курирующему деятельность департамента недвижимости, посредством почтовой связи, по электронной почте либо обращения на личном приеме.
При обращении заявителей в письменной форме рассмотрение обращений граждан и организаций осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и Томской области.
В силу ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение граждан и юридических лиц рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Результатом досудебного обжалования действия (бездействия), решения начальника департамента недвижимости является удовлетворение (неудовлетворение) жалобы заявителя. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.