История создания и деятельность финансовых органов 1920 – 1996 гг.

В мае 1920 года состоялись выборы в Томский городской совет. В составе горсовета были созданы 3 основные секции: административная, культурно-просветительная и экономическая. Каждая секция состояла из управлений, отделов и специальных комиссий.
В состав комиссии экономической секции горсовета входили:
1. Торгово-налоговая комиссия.
2. Комиссия местного хозяйства.
3. Комиссия труда.
В свою очередь, в составе торгово-налоговой комиссии работали: финуправление, губпродком, государственный банк и другие учреждения и организации города. Торгово-налоговая комиссия контролировала работу предприятий и учреждений и выявляла:
1. Размеры торговых операций и их целесообразность.
2. Положение рынка и участие в нём государственного капитала.
3. Поступление государственных налогов и их распределение.
4. Развитие кооперации.
Работа горсовета осложнялась тем, что он не имел статуса юридического лица, финансовое обеспечение находилось в едином губернском бюджете. Город потерял право собственности на городские земли и городской совет долго добивался документального закрепления городских границ.


В соответствии с утверждённым ВЦИК РСФСР Положением о горсоветах 1925 года, были выделены и преобразованы в самостоятельные окружные отделы здравоохранения, народного образования, административный, финансовый.
Городская финансовая часть являлась неотъемлемой частью Томского окружного финансового отдела и находилась в непосредственном подчинении заведующего окрфинотделом. Торгово-налоговая комиссия экономической секции была переименована в финансово-бюджетную, которая готовила информацию по финансовым вопросам жизни города для президиума горсовета, наблюдала за работой финансовых органов и принимала непосредственное участие в практической деятельности.

На финансово-бюджетную комиссию возлагалось:
1. Составление контрольных цифр.
2. Разработка бюджета г. Томска.
3. Составление квартальных финансовых планов, учёт кредитов.
4. Наблюдение за выполнением бюджета, ведение и составление отчётности по нему.
5. Подготовка заключений по всем вопросам финансового характера, касающегося городского бюджета.
6. Сбор местных налогов и сборов.
7. Финансовый контроль за правильным и целесообразным расходованием бюджетных средств, фактическая проверка денежных и материальных ценностей, сооружений, строительства и др. операций.

13 сентября 1926 года на заседании городского совета было принято постановление о выделении городских частей из отделов окрисполкома. Из финансового отдела окрисполкома была выделена особая ячейка для работы непосредственно в г. Томске.
До наделения городских Советов бюджетными правами Томский горсовет получал средства в виде кредита от ревкома, затем губисполкома. В 1925-1926 году был впервые составлен собственный бюджет.

Бюджет Томского горсовета в 1925,26 - 1928/29 гг. (тыс. руб.)

    1925/26
    1926/27
    1927/28
    1928/29
    Статьи бюджета
    Абс.
    %
    Абс.
    %
    Абс.
    %
    Абс.
    %
    Доходы:
    Остаток средств
    0,6
    0,03
    -
    -
    61,2
    1,9
    От коммунальных имуществ
    557,4
    47,8
    929,0
    49,9
    788,8
    37,2
    813,3
    25,7
    От коммунальных предприятий
    262,1
    19,0
    134,1
    7,2
    154,6
    7,3
    179,0
    5,6
    Разные поступления
    105,5
    7,6
    51,2
    2,75
    32,4
    1,5
    90,8
    2,8
    Местные налоги
    195,2
    14,2
    193,5
    10,4
    521,4
    24,6
    680,1
    21,5
    Надбавки, отчисления от госналогов и госдоходов
    26,5
    1,9
    511,5
    27,5
    568,9
    26,9
    1175,4
    37,1
    Возмещение расходов
    128,5
    9,3
    29,8
    1,6
    36,1
    1,7
    36,0
    1,1
    Целевые пособия
    -
    -
    10,6
    0,6
    -
    -
    132,3
    4,2
    Займы
    -
    -
    15,0
    0,7
    -
    -
    Всего
    1375,2
    100
    1860,3
    100
    2117,2
    100
    3168,1
    100
    Расходы:
    Административные учреждения
    4,6
    0,4
    39,6
    2,1
    14,5
    0,7
    20,7
    0,7
    Охрана общественного порядка
    40,6
    3,2
    54,5
    2,9
    62,4
    3,0
    200,1
    6,4
    Органы юстиции
    17,5
    1,4
    22,9
    1,2
    27,1
    1,3
    27,2
    0,9
    Народное образование
    463,8
    37,0
    442,8
    23,8
    567,9
    27,6
    984,2
    31,5
    Здравоохранение
    241,7
    19,3
    315,3
    16,9
    347,5
    16,9
    437,8
    14,0
    Собес и охрана труда
    13,0
    1,0
    49,8
    2,7
    48,9
    2,4
    58,1
    1,9
    Сельское хозяйство
    5,9
    0,5
    5,7
    0,3
    8,0
    0,4
    8,5
    0,3
    Коммунальное хозяйство
    331,8
    26,4
    213.9
    11,5
    299,4
    14,6
    445,5
    14,3
    Нужды обороны
    121,9
    9,7
    78,1
    4,2
    -
    -
    -
    -
    В спецфонд и капитал
    14,6
    1,1
    614,0
    33,0
    671,4
    32,6
    891,4
    28,5
    Погашение задолженности
    -
    -
    23,7
    1,3
    8,7
    0,4
    45,9
    1,5
    Всего
    1255,4
    100
    1860,3
    100
    2055,8
    100
    3119,4
    100
    Остаток (+) или дефицит (-)
    +120,0
    -
    -
    -
    +61,4
    -
    -
    -

Доходная часть бюджета на две трети формировалась за счёт коммунальных имуществ и предприятий. Более 14% доходов обеспечивали местные налоги. Однако уже в следующем году доля доходов по этим статьям стала сокращаться и в 1929 году коммунальные имущества и предприятия давали лишь 30% доходов. Возрастала значимость местных налогов, но особенно быстро увеличивались отчисления от государственных налогов и доходов.


Доходный бюджет Томского горсовета увеличивался довольно быстро, за 1925-1929 годы он возрос в 2,3 раза и достиг 3168 тыс. рублей. Также возрастали и расходы, главные из которых шли на нужды образования, здравоохранения, развитие коммунального хозяйства. При этом если до революции на городские средства содержались в Томске по преимуществу только начальные школы, то в 1920 годах – все общеобразовательные школы и техникумы (вузы финансировались из губернского бюджета).
Томский горсовет испытывал затруднения в формировании и исполнении бюджета. В октябре 1927 года возник кассовый дефицит, что заставило сократить финансирование по ряду направлений. Особенно страдало от недофинансирования коммунальное хозяйство. По подсчётам специалистов, ассигнования на работы по благоустройству в городе 1928/1929 годы составляли лишь 40% сумм периода 1910-1914 годов. Местный городской бюджет позволял минимально финансиро­вать городские предприятия и организации.
В 1930 году был создан городской финансовый отдел Томского горсовета.

На основании приказа от 3 мая 1932 года при Томском городском финансовом отделе были созданы:
1. Участок подоходного налога.
2. Участок промышленного налога и по борьбе с нелегальной торговлей.
3. Участок по местным налогам и сборам.
4. Обобществлённый сектор
5. Планово-бюджетный сектор.
6. Сектор организационно-массовой работы.
7. Общая часть.


В 1940 году Томский городской финансовый отдел был реорганизован в финансовый отдел Томского гориспол­кома, войдя в структуру органов исполнительной власти, сохранив свою структуру.
Задачами городского финансового отдела являлось исполнение государственного и местного бюджетов. Финансовый отдел ведал вопросами поступлений в бюджет всех государственных и местных источников бюджета, производил финансирование учреждений, состоящих на городском бюджете, осуществлял контроль за предприятиями, учреждениями и организациями по соблюдению ими штатной и сметной дисциплины.
Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 августа 1944 года была образована Томская область. Городской финансовый отдел, являясь отделом горисполкома, по ведомственной линии подчинялся Томскому областному финансовому отделу. С 1940 года по 1990 год изменений в названии, функциях и подчинённости финансового отдела Томского горисполкома не было, но менялась структура учреждения и к семидесятым годам сложилась следующая:
1. Руководство.
2. Инспекция по штатам.
3. Бюджетный отдел.
4. Отдел государственных доходов.
5. Отдел финансирования местного хозяйства.
6. Отдел кадров.
В 1976 году на основании приказа Томского областного финансового отдела от 23.06.75 за №106/1 инспекция по штатам переименована в штатный отдел, приказом городского финансового отдела от 14.04.1977 г. № 21 отдел финансирования местного хозяйства – в отдел финансирования народного хозяйства.
К концу восьмидесятых годов (1987г.) структура отдела согласно штатному расписанию состояла:
- заведующий отделом,
- бюджетный отдел,
- бухгалтерия,
- отдел госдоходов,
- отдел финансирования народного хозяйства,
- штатный отдел,
- контрольно-ревизионный аппарат,
- налоговая инспекция,
- секретарь - машинистка.
В 1990 году отдел госдоходов был ликвидирован, образован отдел экономического анализа, а налоговая инспекция выделена из финансового отдела горисполкома. В 1991 году на основании решения Томского горисполкома от 13 декабря № 1714 р и приказа Финансового управления Томского облисполкома от 13 декабря 1991 года № 189 горфинотдел был реорганизован в финансово-экономическое управление горисполкома (городской администрации) со следующей структурой:
- начальник управления,
- бюджетный отдел,
- экономический отдел,
- отдел финансирования народного хозяйства,
- контрольно-ревизионный аппарат Министерства финансов РСФСР по г. Томску.
Основными задачами управления являлись:
-разработка и реализация на территории города основных направлений финансовой политики,
-подготовка проекта и исполнение местного бюджета, составление сметы доходов и расходов управлений и структурных подразделений горисполкома (администрации города), внебюджетных городских фондов и их исполнение,
-определение оптимальных пропорций доходной и расходной частей бюджета и обеспечение активного воздействия территориальных финансов на социально-экономическое развитие города,
-осуществление финансово-бюджетного планирования, методов финансирования и отчётности.
В 1991 году в состав управления вошли финансово экономические отделы Кировского, Ленинского, Октябрьского и Советского райисполкомов г. Томска.
В 1992 году, в связи с выходом Министерства финансов из состава Министерства экономики и финансов Российской Федерации, в соответствии с приказом финансово-экономического управления городской администрации от 27.02.1992 г. № 15а финансово-экономическое управление горисполкома было переименовано в финансовое управление администрации города Томска (горфинуправление).
События августа 1991 года в Москве нашли своё отражение и в г.Томске, в значительной степени изменилась политическая, экономическая жизнь в городе. 15 октября 1993 года Глава администрации Томской области В.М. Кресс подписал постановление о прекращении действия Совета народных депутатов. Новая организация власти и управления в стране восстановила систему местного самоуправления. В Томске возник городской муниципалитет в составе Мэра, как высшего должностного лица, Думы, как представительного органа, и администрации города (позднее мэрии), как исполнительного органа.
Первый состав городской Думы избран в марте 1995 года. Первые выборы Томского Мэра состоялись летом 1996 года.
В 1994 году в связи с переименованием Администрации города Томска в Мэрию г. Томска (постановление Главы администрации Томской области «О реформе местного самоуправления в г. Томске» от 20 января 1994 года № 24 и постановление Мэра г. Томска «Об утверждении структуры Мэрии г. Томска» от 29 декабря 1994 года № 427) управление стало именоваться Финансовым управлением Мэрии г. Томска.
1 декабря 1995 года экономический отдел ликвидирован, образованы отделы прогнозирования доходов и ценных бумаг и взаимозачётов.