Деятельность департамента финансов с 1996 года по настоящее время

С 1995 года обострился кризис межбюджетных отношений, региональных и местных финансов, усилился субъективизм в распределении финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы и регионами, приобрели массовый характер неденежное исполнение бюджетов и задержки в выплате зарплаты работникам бюджетной сферы, резко возросли долги бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В связи с острым недостатком бюджетных средств, в целях сокращения дефицита бюджета и улучшения состояния расчетов городским финансовым управлением Мэрии города были предприняты серьезные меры, способствующие постепенному выходу из кризиса и стабилизации положения:
1. В сфере налоговой политики:
- разрабатывались положения о местных налогах и сборах и мероприятия по сокращению недоимки и увеличению поступлений в бюджет города;
- с целью роста объемов производства и, соответственно, увеличения налоговой базы осуществлялась поддержка местных товаропроизводителей путем предоставления инвестиционных налоговых кредитов, целевых налоговых льгот;
- в целях стимулирования контролирующих органов в обеспечении правопорядка, защиты прав потребителей, соблюдения санитарного состояния в городе Томске и контроля за полнотой поступления в бюджет города платежей, в 1996 году было разработано Положение о централизованном фонде социального развития налоговых инспекций и налоговой полиции;
2. Для покрытия кассовых разрывов, финансирования дефицита бюджета в 1996-1998 годах был осуществлен выпуск муниципальных ценных бумаг – простых векселей администрации города Томска. осуществлялась работа по привлечению кредитов коммерческих банков для финансирования дефицита бюджета.
3. В 1996 году из 5-ти бюджетов (4 районных и 1 городской) был сформирован единый бюджет города Томска для разработки и реализации на территории города Томска основных направлений единой финансовой политики, концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития города, целевого финансирования.
В 1997 году городское финансовое управление Мэрии города на основании постановления Мэра города Томска от 03.07.1997 № 336 было преобразовано в управление финансов администрации города.
В 1998 году управлением финансов администрации был подготовлен ряд правовых нормативных актов, имеющих важное значение для стабилизации экономической жизни города и способствующих выходу из экономического кризиса. В частности, были разработаны:
- Порядок проведения взаимозачетов с бюджетом города Томска, в котором для крупных предприятий-налогоплательщиков определялись обязательные доли платежей, подлежащие внесению в бюджет в денежной форме;
- постановление о финансировании расходов бюджета, на основании которого ежемесячно утверждались лимиты финансирования для распорядителей и получателей бюджетных средств, в результате чего было обеспечено более равномерное распределение средств, поступающих в бюджет города в денежной форме (т.е. на два года раньше, чем это было законодательно закреплено во вступившем в силу с 01.01.2000 Бюджетном кодексе Российской Федерации);
- постановление о мерах по погашению задолженности по заработной плате с начислениями работникам бюджетной сферы, что способствовало мобилизации средств для своевременной выплаты заработной платы работникам учреждений, финансируемых из бюджета города Томска и, в конечном итоге, ликвидации задолженности по заработной плате. В связи с этим, в городе Томске, одном из первых муниципальных образований Российской Федерации, ликвидирована задолженность по заработной плате;
- Положение о финансовом контроле за целевым использованием средств городского бюджета, городских внебюджетных фондов.
На основании постановления Мэра города Томска от 07.06.2000 №315 в 2000 году управление финансов администрации города было реорганизовано в департамент финансов администрации города Томска.
В этом же году город Томск стал одним из первых в России муниципальных образований, перешедших на казначейское исполнение бюджета: уже с апреля 2001 года первые распорядители и получатели бюджетных средств были переведены на казначейское исполнение бюджета. Последними были переведены Томская городская Дума и Счетная палата Томской городской Думы (февраль 2003г.). Казначейское исполнение бюджета позволило осуществить жесткий контроль за расходами бюджетных средств и их целевому использованию и дало возможность получить любую информацию об исполнении бюджета в режиме реального времени, что бывает крайне необходимо для принятия тех или иных управленческих решений.
Переход на казначейское исполнение бюджета потребовал внедрения программного обеспечения «Автоматизированный центр контроля» (АЦК) как в самом департаменте финансов, так и во всех органах администрации города Томска.

2002 год
Департамент финансов принял участие в организации работы по созданию локальной вычислительной сети, прокладке высокоскоростных каналов связи, закупке компьютерной техники. В 2002 году создана общегородская система телекоммуникаций, основанная на выделенных каналах связи для распорядителей и получателей бюджетных средств. Департаментом финансов совместно с органами администрации города Томска была проведена полная автоматизация рабочих мест специалистов.
Одним из результатов внедрения казначейской системы исполнения бюджета является практически 100% исключение нецелевого использования бюджетных средств.

2003 год
В 2003 году была введена в действие казначейская система учета операций по поступлению и расходованию средств, полученных бюджетными учреждениями, финансируемыми из городского бюджета, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

2004 год
В 2004 году в целях оптимизации структуры муниципального долга и сокращения расходов на его обслуживание департаментом финансов впервые осуществлена эмиссия облигаций Томского городского займа (государственный регистрационный номер выпуска RU34001TOM1).

2005 год
В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в 2005 году произошло реформирование бюджетной классификации РФ и бюджетного учета. Бюджетная классификация стала приближена к требованиям международных стандартов. Также в течение 2005 года введен интегрированный с бюджетной классификацией план счетов бюджетного учета, основанный на методе начислений. Это потребовало серьезной перестройки в работе специалистов всех уровней, изменения имеющегося и разработки нового программного продукта. В целях автоматизации бухгалтерского учета внедрена комплексная автоматизированная система бухгалтерского учета (АСБУ) во всех бюджетных учреждениях города Томска. Перевод всех структурных подразделений администрации на единую АСБУ потребовал и технического перевооружения: дополнительно было закуплено серверное, активное сетевое и компьютерное оборудование.
Особенности бюджетной политики в 2005 году были определены изменениями, внесенными в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которому вопросами местного значения является организация предоставления бюджетных услуг или само предоставление этих услуг.

2006 год
В 2006 году впервые по проекту бюджета города на 2007 год проведены публичные слушания. Количество принявших участие в публичных слушаниях составило 71 человек, выступивших - 6 человек. Количество проголосовавших «за» принятие муниципального правового акта – 65 человек (6 человек до голосования покинули зал заседания).
В рамках совершенствования методов бюджетного планирования и подготовки к переходу на бюджетирование, ориентированное на результат, подготовлено постановление Мэра города Томска о мерах по повышению результативности бюджетных расходов.

2007 год
В 2007 году администрация Города Томска полностью и в установленные сроки исполнила свои обязательства по облигациям Томского городского займа 2004 года. Объем займа составлял 300 млн. руб. с общим сроком обращения 1092 дня (3 года). В числе первых в Министерстве финансов России зарегистрирован второй выпуск ценных бумаг города Томска. В значительной мере именно этот факт предопределил успех размещения трехлетних облигаций Томского городского займа объемом 500 млн. рублей. Благодаря успешному размещению облигаций Томского городского займа 2007 года город Томск занял 2 место в номинации «Лучший эмитент на рынке муниципальных займов в 2007 году» в рамках 8-й Ежегодной конференции «Регионы и города России: заимствования как инструмент экономической политики».
В целях повышения результативности бюджетных расходов и реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в 2007 году разработаны и утверждены распоряжениями и постановлениями Мэра города Томска: план мероприятий по повышению результативности бюджетных расходов, положение о разработке, применении и мониторинге перспективного финансового плана, положение о порядке подготовки докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.
С 2007 года для автоматизации процесса управления муниципальными закупками в органах администрации Города Томска и в подведомственных им учреждениях, был автоматизирован процесс размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд через автоматизированную систему «АЦК - Муниципальный заказ».

2008 год
В 2008 году в связи с происходящими изменениями в экономике, проводимыми реформами на муниципальном уровне, а также необходимостью обеспечения эффективной реализации Стратегии развития города Томска до 2020 года принята Программа реформирования муниципальных финансов города Томска на 2008-2010 годы для управления муниципальными финансами на новом, качественно более высоком уровне и создание механизма непрерывного совершенствования управления муниципальными финансами.
С этого года на департамент финансов возложена функция по ведению реестра муниципальных контрактов.
В ноябре 2008 года, несмотря на первые признаки мирового финансового кризиса, впервые бюджет города Томска был утвержден на трехлетний период (2009-2011 годы).
В целях создания единой информационной системы управления бюджетным процессом и автоматизации процесса планирования бюджета осуществлены мероприятия по запуску и внедрению комплексной автоматизированной системы управления процессом планирования бюджета «АЦК – Планирование».

2009 год
В мае 2009 года в Москве в рамках традиционной ежегодной конференции «Регионы и города России: организация финансирования инвестиционных программ в условиях финансовой нестабильности» городу Томску в номинации «Лучший эмитент на рынке муниципальных займов в 2008 году» было присвоено первое место. В 2009 году на фоне стремительно растущих ставок по банковским кредитам осуществлено доразмещение тремя частями объема облигаций Томского городского займа 2008 года, в том числе частично по цене, превышающей номинальную стоимость облигаций.
В условиях финансового кризиса, снижения темпов социально-экономического развития, неопределенности с формированием доходной базы бюджета города Томска и отсутствием возможности привлечения кредитных ресурсов произведено секвестирование расходов бюджета на 15%. Штатная численность департамента финансов сокращена на 10 штатных единиц. В целях обеспечения организации и реформирования бюджетного процесса, обоснованности и эффективности расходования бюджетных средств департаментом финансов разработаны распоряжение об утверждении первоочередных расходов, распоряжение об ограничении расходов на служебные командировки и изменен приказ департамента финансов об утверждении Регламента исполнения бюджета города Томска.
В 2009 году с помощью автоматизированной системы «Система сбора бюджетной отчетности «ПАРУС 8» WEB» был реализован сбор информации о потребности в финансировании для главных распорядителей бюджетных средств.

2010 год
В 2010 году на базе системы в соответствии с постановлением администрации Города Томска от 02.06.2010 № 500 «Об утверждении Порядка проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета муниципального образования «Город Томск» был реализован «Мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета муниципального образования «Город Томск».
В 2010 году в рамках проводимой бюджетной реформы, использования методов бюджетирования, ориентированного на результат, в Городе Томске проводится работа по внедрению новых методов и подходов к планированию бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг с целью установления взаимосвязи бюджетных расходов и достигнутых результатов. В целях перехода на программно-целевое планирование с 2010 года в бюджете муниципального образования «Город Томск», одним из первых муниципальных образований в Российской Федерации, сформированы и утверждены на трехлетний период 16 ведомственных целевых программ. Общая доля ассигнований по 21 городской долгосрочной целевой программе и 16 ведомственным целевым программам в общем объеме расходов бюджета составляет 56%, из них ведомственные целевые программы – 42%, городские долгосрочные целевые программы – 14%.

2011 год
В 2011 году в рамках реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» разработана нормативная правовая база, определяющая функционирование муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждений, в том числе установлен переходный период до 01.01.2012 (законом переходный период установлен до 01.07.2012), по истечении которого финансирование бюджетных и автономных учреждений осуществляется в форме субсидий на выполнение муниципального задания.
В целях повышения эффективности использования бюджетных ассигнований, выделяемых на финансовое обеспечение оказания муниципальных услуг, а также улучшения качества работы бюджетных учреждений разработан порядок формирования и финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий, устанавливающий общие требования к составу, качеству, объему, условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг, который утвержден постановлением администрации Города Томска от 31.08.2011 № 940.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года», постановлением администрации Города Томска от 30.05.2011 № 549 разработана и утверждена Программа повышения эффективности использования бюджетных средств, основной целью реализации которой является создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Города Томска, повышения качества бюджетного процесса.
Указанной программой Правительства РФ предусмотрено создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Следует отметить, что в муниципальном образовании «Город Томск» указанная система мониторинга утверждена постановлением администрации Города Томска от 02.06.2010 № 500, в том числе силами муниципального учреждения «Муниципальные информационные технологии», подведомственного департаменту финансов, разработана автоматизированная система обработки информации по данному вопросу.
С 2011 года мониторинг качества финансового менеджмента проводится ежеквартально по всем главным распорядителям бюджетных средств.
В 2011 году муниципальное образование «Город Томск» приняло участие в конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» (по итогам 2010 года). Конкурс проводился журналом «Бюджет» и Сообществом финансистов России при поддержке Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. По итогам конкурса город Томск победил в номинации «За высокое качество управления бюджетными расходами».
В 2011 году результатом повышения качества управления общественными финансами стало участие муниципального образования «Город Томск» в конкурсе на получение средств из областного фонда реформирования муниципальных финансов и присуждение Городу Томску 1-ого места.
По результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Томской области за 2010 год муниципальному образованию «Город Томск» в номинациях «За достижение наилучших значений показателей в сфере муниципального управления и повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования» и «За достижение наилучших значений показателей в сфере жилищно-коммунального комплекса» присуждено 1 место. Распоряжением Губернатора Томской области от 19.10.2011 № 328-р муниципальному образованию «Город Томск» из областного фонда стимулирования муниципальных образований Томской области в 2011 году выделены гранты в форме предоставления дотаций в сумме 3,7 млн р.
С 01.06.2011 в соответствии с распоряжением администрации Города Томска от 26.04.2011 № р 385 «О применении электронной цифровой подписи в информационных системах управления муниципальными финансами» в целях повышения эффективности работы участников бюджетного процесса, увеличения скорости списания денежных средств с единого счета бюджета, сокращения затрат, связанных с операциями по исполнению бюджета, произведен переход на обмен документами с применением электронной подписи в информационных системах управления муниципальными финансами Города Томска. Модуль «Электронно-цифровая подпись» позволил уменьшить трудозатраты на ведение финансового документооборота за счет внедрения электронной подписи в системы «АЦК-Финансы» и «АЦК-Планирование», оптимизировать временные и финансовые затраты вследствие отказа от оборота документов на бумажном носителе. Результатом введения ЭЦП стало сокращение транспортных расходов и расходов на бумагу, а также значительно сократилось время на передачу документов от главного распорядителя бюджетных средств в департамент финансов и обратно.
В 2011 году с целью снижения нагрузки на бюджет города, способствованию реальному развитию рынка муниципальных услуг осуществлено преобразование бюджетных учреждений в автономные учреждения.

2012 год
Бюджет муниципального образования «Город Томск» по доходам за 2012 год исполнен на 100,3% от плановых назначений, в том числе по налоговым и неналоговым доходам - на 102,6, сверх плана поступило 142,3 млн руб.
В 2012 году прирост налоговых и неналоговых доходов бюджета Города Томска к уровню 2011 года составил 716,8 млн руб., или 14%. Доля налоговых и неналоговых доходов бюджета Города Томска в общей сумме доходов увеличилась в 2012 году к уровню предыдущего года на 2,4 процентных пункта и составила 42,6%.
Объем муниципального долга на конец года составил 2 490,0 млн р. Рост по сравнению с 01.01.2012 на 14,3% или на 311,0 млн р. сложился за счет увеличения объема заемных средств, направленных в 2012 году на финансирование дефицита бюджета. Отношение муниципального долга к доходам бюджета без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений по состоянию на 01.01.2013 составило 47,7% (на 01.01.2012 – 48,0%).
В декабре 2012 года осуществлено размещение среднесрочных облигаций Томского городского займа 2012 года с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга. Средства, привлеченные в результате размещения облигационного займа, были направлены на замещение действующих кредитов, что позволило диверсифицировать структуру муниципального долга, сократить риски рефинансирования, улучшить график погашения муниципального долга, увеличить средневзвешенную дюрацию долга.
В 2012 году при росте муниципального долга по сравнению с 2011 годом на 14,3% расходы на его обслуживание сократились по сравнению с 2011 годом на 5,1% или на 8,4 млн р. Сокращение расходов по обслуживанию муниципального долга по сравнению с первоначально утвержденным планом на 2012 год составило 22,9% или 46,8 млн р., в 2011 году – 23,3% или 50,6 млн р.

На уровень исполнения расходов бюджета Города Томска повлияло значительное поступление в конце года дополнительных безвозмездных поступлений из областного бюджета. В части средств местного бюджета в 2012 году исполнение плановых показателей достигло 98,7%, в то время как в 2011 году - 98,5%.
Принятые расходные обязательства исполнялись с приоритетным финансированием публичных нормативных обязательств, заработной платы работникам бюджетной сферы, оплаты коммунальных услуг, горюче-смазочных материалов, расходов по обслуживанию муниципального долга, субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям и др.
Вложение бюджетных средств в развитие социальной сферы осуществляется с динамикой роста, так, доля расходов социальной направленности в 2012 году увеличилась по сравнению с 2011 годом на 4-9 процентных пунктов с одновременным аналогичным сокращением расходов, направляемых на решение иных вопросов.
Администрацией Города Томска продолжена политика участия муниципального образования «Город Томск» в решении вопросов, направленных на обеспечение развития города, на условиях софинансирования с бюджетами других уровней.
Так, объем привлеченных средств федерального и областного бюджетов на 1 рубль средств местного бюджета в 2012 году составил 6,3 руб.
Учитывая рекомендации Бюджетного послания Президента РФ на 2012 - 2014 годы, в части внедрения с 2012 года программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов, в муниципальном образовании «Город Томск» в целях обеспечения более тесной взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования расходов, в 2012 году в бюджете Города Томска утверждены ассигнования на реализацию 20 ведомственных целевых программ и 35 долгосрочных целевых программ.
Общая доля расходов, утвержденных в рамках целевых программ, в расходах бюджета на 2012 год, без учета субвенций на исполнение делегируемых полномочий, составляет 64,4% в том числе: доля расходов, утвержденных в рамках ведомственных целевых программ - 33,1%, доля расходов в рамках долгосрочных целевых программ – 31,3%.
Департаментом финансов осуществлялся учет результатов проведения конкурсов, аукционов и подготовка информации о сэкономленных ассигнованиях. В результате принятых мер экономия составила 61,1 млн р.
В 2012 году:
- по результатам оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Томской области по итогам 2011 года муниципальному образованию «Город Томск» присуждено 1 место в рейтинге среди муниципальных образований Томской области;
- по результатам отбора и распределения дотаций в целях стимулирования развития налоговой базы муниципальных районов (городских округов) Томской области из областного фонда стимулирования муниципальных образований Томской области по итогам 2011 года муниципальному образованию «Город Томск» присуждено 4 место и распоряжением Губернатора Томской области от 16.07.2012 № 206-р в 2012 году выделен грант в форме предоставления дотации в сумме 1,5 млн р;
- по результатам всероссийского конкурса на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России» присуждено второе место и предоставлен межбюджетный трансферт в сумме 5,6 млн р.

2013 год
В 2013 году бюджет муниципального образования «Город Томск» исполнен по доходам в сумме 11 915,2 млн руб., или на 94,8% от плановых назначений. Несмотря на замедление темпов роста экономики, по итогам 2013 года по сравнению с 2012 годом прирост налоговых и неналоговых доходов в бюджет муниципального образования «Город Томск» составил 3%, или 157,7 млн руб.
Объем муниципального долга на 01.01.2014 составил 3 020,8 млн р., что ниже планового значения на 13,3 млн р. По сравнению с 01.01.2013 произошел рост муниципального долга на 21,3% или на 530,8 млн р. за счет увеличения объема заемных средств, направленных в 2013 году на финансирование дефицита бюджета Города Томска.
Отношение муниципального долга к доходам бюджета Города Томска без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений по состоянию на 01.01.2014 составило 55,1% (на 01.01.2013 – 47,7%).
По итогам 2013 года при утвержденном плановом дефиците бюджета Города Томска в размере 1 439,4 млн р. фактический дефицит бюджета составил 891,0 млн р., в том числе 360,2 млн р. за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета и 530,8 млн р. за счет привлечения заемных средств. Фактический объем дефицита снизился по сравнению с плановым значением на 548,4 млн р. или на 38,1%. Размер дефицита составил 16,2% от величины доходов бюджета Города Томска без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Дефицит без учета изменения остатков средств на счетах составил 9,7% (при максимально допустимом размере в соответствии с бюджетным законодательством - 10%).
В 2013 году при проведении мероприятий в рамках реализации ВЦП «Повышение эффективности управления муниципальным долгом муниципального образования «Город Томск» на 2013-2015 годы», утвержденной постановлением администрации Города Томска от 31.08.2012 №1021, сокращены расходы на обслуживание муниципального долга по сравнению с первоначально утвержденным планом на 2013 год на 23,4% или на 59,9 млн р. (в 2012 – 22,9% или 46,8 млн р.), а именно:
- 34,9 млн р. за счет привлечения средств бюджетных и автономных учреждений, привлекаемых для погашения кредитов коммерческих банков, за период январь-декабрь 2013 года;
- 2,2 млн р. за счет снижения ставок по действующим муниципальным контрактам;
- 1,4 млн р. за счет замещения дорогих долговых обязательств более дешевыми;
- 4,4 млн р. за счет проведения открытых аукционов в электронной форме по привлечению кредитов;
- 13,5 млн р. за счет привлечения временно свободных собственных средств бюджета на погашение действующих долговых обязательств в течение 2013 года;
- 3,5 млн р. за счет осуществления выкупа из обращения облигаций Томского городского займа 2010 года с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга. В апреле 2013 года за счет свободных средств бюджета Города Томска осуществлен частичный выкуп из обращения облигаций Томского городского займа 2010 года с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга. Экономия по расходам на обслуживание муниципального долга составит 6,4 млн р. за весь период обращения выпуска (с 2010 по 2014 гг.).
Расходы бюджета муниципального образования «Город Томск» в 2013 году составили 12 806,3 млн р., или 91,5% годового плана. На уровень исполнения бюджета за 2013 год по сравнению с 2012 годом (92,8%) повлияло недополучение доходов в сумме 494,9 млн.р. (исполнение плана по налоговым и неналоговым доходам за 2013 год составляет 99,1%, дополнительные источники поступлений в бюджет отсутствовали).
Администрацией Города Томска была продолжена политика участия муниципального образования «Город Томск» в решении вопросов, направленных на обеспечение развития города, на условиях софинансирования с бюджетами других уровней. Так, объем привлеченных средств федерального и областного бюджетов на 1 рубль средств местного бюджета в 2013 году составил 2,3 руб.
В целях обеспечения более тесной взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования расходов, в муниципальном образовании «Город Томск» в 2013 году в бюджете Города утверждены ассигнования на реализацию 26 ведомственных целевых программ, 26 городских долгосрочных целевых программ, 12 региональных целевых программ, 16 региональных ведомственных целевых программ, 5 федеральных целевых программ, 1 муниципальной адресной программы и 1 муниципальной программы. Общая доля расходов, утвержденных в рамках целевых программ, являющихся основой программно-целевого планирования, в расходах бюджета на 2013 год составляет 64,3% в том числе доля расходов, утвержденных в рамках ведомственных целевых программ – 47,4%, доля расходов в рамках долгосрочных целевых программ – 16,9%.
Департаментом финансов осуществлялся учет результатов проведения конкурсов, аукционов и подготовка информации о сэкономленных ассигнованиях. В результате принятых мер экономия составила 83,1 млн р.
В 2013 году по результатам проведения VI Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» муниципальное образование «Город Томск» признано победителем в номинации «За высокое качество организации предоставления муниципальных услуг» и специальной номинации «Эффективное управление долгом».

2014 год
Бюджет муниципального образования «Город Томск» по доходам за 2014 год исполнен в сумме 13 122,9 млн руб., или 99,5% от плановых назначений, невыполнение на 67,6 млн руб.
По итогам 2014 года к уровню 2013 года темп роста доходов с учетом безвозмездных поступлений составил 1,1, или в абсолютном значении прирост на 1 207,7 млн руб.
Объем муниципального долга на 01.01.2015 составил 3 095,8 млн р., что ниже планового значения на 165,2 млн р. По сравнению с 01.01.2014 произошел рост муниципального долга на 2,5% или на 75,0 млн р. за счет увеличения объема заемных средств, направленных в 2014 году на финансирование дефицита бюджета Города Томска.
Отношение муниципального долга к доходам бюджета Города Томска без учета объема безвозмездных поступлений по состоянию на 01.01.2015 составило 53,7% (на 01.01.2014 – 55,1%).
При утвержденном дефиците бюджета Города Томска в размере 769,0 млн р. фактический профицит бюджета в 2014 году составил 27,7 млн р., в том числе 102,7 млн р. – за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета и - (минус) 75,0 млн р. – за счет привлечения заемных средств.
Дефицит бюджета без учета изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета в 2014 году составил 1,3% от величины доходов бюджета Города Томска без учета объема безвозмездных поступлений или 75,0 млн р. (при максимально допустимом размере в соответствии с бюджетным законодательством - 10%).
По сравнению с 2013 годом снижение дефицита без учета изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета в 2014 году составило 85,9% или 455,8 млн р.
В 2014 году проведение мероприятий в рамках реализации ВЦП «Повышение эффективности управления муниципальным долгом муниципального образования «Город Томск» на 2014-2016 годы», утвержденной постановлением администрации Города Томска от 19.08.2013 №887, позволило сократить расходы на обслуживание муниципального долга по сравнению с первоначально утвержденным планом на 2014 год на 33,1% или на 97,6 млн р. (в 2013 – 23,4% или 59,9 млн р.), а именно:
- 38,7 млн р. за счет привлечения средств бюджетных и автономных учреждений, привлекаемых для погашения кредитов коммерческих банков;
- 3,0 млн р. за счет привлечения временно свободных средств, находящихся во временном распоряжении казенных учреждений;
- 23,4 млн р. за счет привлечения временно свободных собственных средств бюджета на погашение действующих долговых обязательств;
- 32,5 млн р. за счет отсутствия потребности в привлечении заемных средств в течение 2014 года в объемах, утвержденных кассовым планом.
В марте 2014 года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings впервые присвоило городу Томску: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (далее - РДЭ) в иностранной и национальной валюте «BB» со «Стабильным» прогнозом и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «B». Также агентство присвоило городу национальный долгосрочный рейтинг на уровне «AA-(rus)» со «Стабильным» прогнозом. В сентябре 2014 года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) Города Томска, в иностранной и национальной валюте на уровне «BB» со «Стабильным» прогнозом и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «B». Также агентство подтвердило национальный долгосрочный рейтинг города на уровне «AA-(rus)» со «Стабильным» прогнозом.
В 2014 году Министерством финансов Российской Федерации зарегистрированы Условия эмиссии и обращения среднесрочных облигаций Томского городского займа 2014 года. В декабре 2014 года в связи с резким ухудшением рыночной конъюнктуры по причине принятия Центральным банком Российской Федерации решения о повышении ключевой ставки, осуществлено техническое размещение облигаций в объеме 5,0 тыс р. по ставке 14% годовых, что позволило администрации Города Томска сохранить выпуск, зафиксировать ставку купонного дохода на уровне 14% годовых, а также позволит осуществить доразмещение облигаций при стабилизации рыночной конъюнктуры.
Расходы бюджета муниципального образования «Город Томск» в 2014 году составили 13 095,2 млн р., или 93,8% годового плана, что обусловлено значительным поступлением в конце года дополнительных безвозмездных поступлений из областного бюджета.
Администрацией Города Томска продолжена политика участия муниципального образования «Город Томск» в решении вопросов, направленных на обеспечение развития города, на условиях софинансирования с бюджетами других уровней. Так, объем привлеченных средств федерального и областного бюджетов на 1 рубль средств местного бюджета в 2014 году составил 6,2 р.
В 2014 году в бюджете города утверждены ассигнования на реализацию 18 ведомственных целевых программ, 14 региональных ведомственных целевых программ, 29 муниципальных программ, 18 государственных программ Томской области, 9 государственных программ РФ. Доля расходов, предусмотренных программно-целевым методом, включая ассигнования на реализацию государственных и ведомственных программ РФ и субъекта РФ, являющихся основой программно-целевого планирования, в общих расходах бюджета на 2014 год составляет 77,3%.
Департаментом финансов осуществлялся учет результатов проведения конкурсов, аукционов и подготовка информации о сэкономленных ассигнованиях. В результате принятых мер экономия составила 146,2 млн р. Кроме того, проведенная оптимизация бюджетных расходов в 2014 году позволила сэкономить более 376 млн р. при безусловном выполнении принятых расходных обязательств (с учетом экономии от проведенных конкурсов, аукционов, запросов котировок цен).
В 2014 году по результатам проведения VII Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» муниципальное образование «Город Томск» признано победителем в номинации «За высокое качество управления бюджетными расходами».

2015 год
План по налоговым и неналоговым доходам по итогам 2015 года исполнен на 100,3%: при утвержденном плане 5 841,9 млн р. поступило 5 858,1 млн р.
Доля налоговых и неналоговых доходов бюджета в общей сумме доходов увеличилась в 2015 году к уровню предыдущего года на 5,8 процентных пунктов и составила 49,7%.
Объем муниципального долга на 01.01.2016 составил 3 419,0 млн р., что ниже планового значения на 80,0 млн р. По сравнению с 01.01.2015 произошел рост муниципального долга на 10,4% или на 323,2 млн р. за счет увеличения объема заемных средств, направленных в 2015 году на финансирование дефицита бюджета Города Томска.
Отношение муниципального долга к доходам бюджета Города Томска без учета объема безвозмездных поступлений по состоянию на 01.01.2016 составило 58,4% (на 01.01.2015 – 53,7%).
По итогам 2015 года при утвержденном дефиците бюджета Города Томска в размере 1 017,7 млн р. фактический дефицит бюджета составил 629,0 млн р., в том числе 323,2 млн р. – за счет привлечения заемных средств и 305,8 млн р. – за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета.
Дефицит бюджета без учета изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета составил 323,2 млн р. или 5,5% от величины доходов бюджета Города Томска без учета объема безвозмездных поступлений (при максимально допустимом размере в соответствии с бюджетным законодательством – 10%) при плановом значении – 6,9%.
В 2015 году в рамках реализации подпрограммы «Управление муниципальным долгом» муниципальной программы «Эффективное управление муниципальными финансами», утвержденной постановлением администрации Города Томска от 20.08.2014 №827, проведение мероприятий по сокращению расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования «Город Томск» позволило сократить расходы на обслуживание муниципального долга по сравнению с первоначально утвержденным планом на 44,2% или на 154,1 млн р. (в 2014 году – на 33,1% или на 97,6 млн р.), а именно:
- 47,4 млн р. за счет привлечения временно свободных средств бюджетных и автономных учреждений для погашения действующих долговых обязательств;
- 6,1 млн р. за счет привлечения временно свободных средств, находящихся во временном распоряжении муниципальных казенных учреждений, для погашения действующих долговых обязательств;
- 33,9 млн р. за счет привлечения временно свободных собственных средств бюджета для погашения действующих долговых обязательств;
- 21,4 млн р. за счет направления бюджетного кредита УФК Томской области, полученного на пополнение остатков средств на счете местного бюджета, на погашение действующих долговых обязательств;
- 9,7 млн р. за счет доразмещения облигаций Томского городского займа 2014 года по цене выше номинала (полученная премия и накопленный купонный доход).
В декабре 2015 года на ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» осуществлено доразмещение среднесрочных облигаций Томского городского займа 2014 года с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга в размере 305,0 млн р. с эффективной доходностью 13,05%. Средства, поступившие от доразмещения ценных бумаг, в целях экономии бюджетных средств направлены на досрочное погашение бюджетного кредита, привлеченного из бюджета Томской области, на погашение действующих долговых обязательств и на финансирование дефицита бюджета.
Средства, поступившие в виде суммы, превышающей номинальную стоимость, и накопленного купонного дохода, в сумме 9,7 млн р. в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации были отнесены на уменьшение расходов на обслуживание муниципального долга в текущем финансовом году;
- 35,6 млн р. за счет отсутствия потребности в привлечении заемных средств в течение 2015 года в объемах, утвержденных кассовым планом.
В сентябре 2015 года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings в очередной раз подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) города Томска, в иностранной и национальной валюте на уровне «BB» со «Стабильным» прогнозом и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «B», первоначально присвоенные в марте 2014 года городу Томску. Также агентство подтвердило национальный долгосрочный рейтинг города на уровне «AA-(rus)» со «Стабильным» прогнозом.
В декабре 2015 года состоялось размещение именных облигаций Томского городского внутреннего займа с постоянным купонным доходом среди жителей города Томска и Томской области. Объем фактически размещенных в 2015 году облигаций составил 1 150 тыс. рублей по номинальной стоимости. Указанные средства в полном объеме поступили в бюджет города Томска и направлены на финансирование дефицита бюджета. Город Томск стал первым муниципальным образованием в Российской Федерации, который начал размещать облигации среди населения.
Расходы бюджета муниципального образования «Город Томск» в 2015 году составили 12 421,7 млн р., или 97,1% от годового плана, что обусловлено поступлением в конце года дополнительных безвозмездных поступлений из областного бюджета.
Наблюдался рост показателя исполнения плана 2015 года по сравнению с 2014 годом (93,8%) на 3,3 процентных пункта. В части средств местного бюджета в 2015 году показатель достиг уровня 98,8%, в то время как в 2014 году - 98,2%. Исполнение по безвозмездным поступлениям в 2015 году составило 95,1% (в 2014 году – 89,2%).
Во исполнение распоряжения администрации Города Томска от 19.02.2015 №р150 «Об утверждении плана мероприятий по повышению эффективности (в том числе оптимизации) бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики муниципального образования «Город Томск» на 2015 год и среднесрочную перспективу» общая сумма оптимизации расходов бюджета муниципального образования «Город Томск» составила 869,9 млн р. или 11,4% от первоначально утвержденного бюджета муниципального образования «Город Томск» на 2015 год (без учета целевых межбюджетных трансфертов из областного бюджета).
В целях оптимизации бюджетных расходов в соответствии с распоряжением администрации Города Томска от 13.05.2014 №р391 «Об экономии бюджетных средств от размещения муниципальных заказов» департаментом финансов осуществлялся учет результатов проведения конкурсов, аукционов и подготовка информации о сэкономленных ассигнованиях. В результате принятых мер экономия составила 88,0 млн р.
Администрацией Города Томска продолжена политика участия муниципального образования «Город Томск» в решении вопросов, направленных на обеспечение развития города, на условиях софинансирования с бюджетами других уровней. Так, объем привлеченных средств федерального и областного бюджетов на 1 рубль средств местного бюджета в 2015 году составил 5,0 р.
Бюджет муниципального образования «Город Томск» в 2015 году сформирован программно-целевым принципом путем включения действующих ведомственных целевых программ, а также отдельных мероприятий, действующих муниципальных и ведомственных целевых программ, в новые укрупненные муниципальные программы (29 муниципальных программ и 18 ведомственных целевых программ стали 19 укрупненными муниципальными программами). Так, бюджет по расходам на 2015 год сформирован на основе программ, доля расходов которых составила 89,8%.

2016 год
Главную задачу, стоящую перед муниципальным образованием «Город Томск» на протяжении ряда последних лет, - обеспечение сбалансированности бюджета города, в 2016 году приходилось реализовывать в сложных экономических условиях, помимо внешних критических условий, влияющих на отрицательную динамику развития города, имели место внутриэкономические факторы, к примеру, значительное снижение совокупного спроса, как потребительского, так и инвестиционного.
При этом, несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию в городе, в целом объем доходов бюджета муниципального образования «Город Томск» за 2016 год по сравнению с 2015 годом вырос на 17,6% или на 2 080,1 млн р. за счет увеличения поступлений по налоговым доходам и безвозмездным поступлениям.
В целом бюджет муниципального образования «Город Томск» по доходам исполнен за 2016 год в сумме 13 872,8 млн р. или на 99,6% от утвержденного плана, в том числе налоговых и неналоговых доходов поступило в сумме 6 189,2 млн р. или 99,9% от утвержденного плана.
Объем муниципального долга на 01.01.2017 составил 3 550,2 млн р., что ниже планового значения на 105,0 млн р. По сравнению с 01.01.2016 произошел рост муниципального долга на 3,8% или на 131,2 млн р. за счет увеличения объема заемных средств, направленных в 2016 году на финансирование дефицита бюджета Города Томска.
Отношение муниципального долга к доходам бюджета Города Томска без учета объема безвозмездных поступлений по состоянию на 01.01.2017 составило 57,4% (на 01.01.2016 – 58,4%).
По итогам 2016 года при утвержденном дефиците бюджета Города Томска в размере 551,3 млн р. фактический дефицит бюджета составил 215,3 млн р., в том числе 131,2 млн р. – за счет привлечения заемных средств и 84,1 млн р. – за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета.
В 2016 году в рамках реализации подпрограммы «Управление муниципальным долгом» муниципальной программы «Эффективное управление муниципальными финансами», утвержденной постановлением администрации Города Томска от 20.08.2014 №827, проведение мероприятий по сокращению расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования «Город Томск» позволило сократить расходы на обслуживание муниципального долга по сравнению с первоначально утвержденным планом на 32,0% или на 114,8 млн р. (в 2015 – на 44,2 % или на 154,1 млн р.), а именно:
- 43,2 млн р. за счет привлечения временно свободных средств бюджетных и автономных учреждений для погашения действующих долговых обязательств;
- 3,9 млн р. за счет привлечения временно свободных средств, находящихся во временном распоряжении муниципальных казенных учреждений, для погашения действующих долговых обязательств;
- 10,4 млн р. за счет привлечения временно свободных собственных средств бюджета для погашение действующих долговых обязательств;
- 35,6 млн р. за счет направления бюджетного кредита УФК Томской области, полученного на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов, на погашение действующих долговых обязательств;
- 11,1 млн р. за счет доразмещения облигаций Томского городского займа 2014 года по цене выше номинала (полученная премия);
- 0,7 млн р. за счет снижения процентных ставок при привлечении кредитов у кредитных организаций (подписаны соглашения о снижении размера процентных ставок по ряду действующих муниципальных контрактов);
- 9,9 млн р. за счет погашения кредитов коммерческих банков за счет средств, полученных от размещения облигаций Томского городского займа 2016 года.
В апреле 2016 года на ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» состоялось доразмещение облигаций Томского городского займа 2014 года с доходностью 12,0-12,1%, что позволило привлечь в бюджет города дополнительные 250 млн р. по номинальной стоимости и 14,1 млн р. в виде суммы, превышающей номинальную стоимость и накопленного купонного дохода. Поступившие средства были направлены на замещение дорогих кредитных ресурсов.
Несмотря на то, что постоянная ставка купонного дохода данного выпуска была зафиксирована в 2014 году на уровне 14%, с учетом того, что доразмещение осуществляется по цене, превышающей номинальную стоимость, полученная премия позволила в 2016 году сократить расходы на обслуживание долга на 11,1 млн р.
Также в 2016 году осуществлено размещение среди жителей города Томска и Томской области именных облигаций Томского городского внутреннего займа 2015 года с постоянным купонным доходом в сумме 98,9 млн р., именных облигаций Томского городского внутреннего займа 2016 года в сумме 14,2 млн р. и размещение на ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» облигаций Томского городского займа 2016 года в сумме 1 000,0 млн р. Указанные средства в полном объеме поступили в бюджет города Томска и направлены на финансирование дефицита бюджета и на замещение «дорогих» кредитных линий.
В сентябре 2016 года международным рейтинговым агентством Fitch Ratings в пятый раз, были подтверждены долгосрочные рейтинги дефолта эмитента города Томска в иностранной и национальной валюте на уровне «BB» со «Стабильным» прогнозом и краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «B». Также агентством был подтвержден национальный долгосрочный рейтинг города на уровне «AA-(rus)» со «Стабильным» прогнозом. Одновременно Fitch подтвердило рейтинги находящихся в обращении на внутреннем рынке облигаций города Томска на уровнях «BB»/«AA-(rus)».
В ноябре 2016 года на ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» состоялось размещение облигаций Томского городского займа 2016 года с доходностью 10,2 %, что позволило привлечь в бюджет города дополнительные 1000 млн р. по номинальной стоимости. Поступившие средства были направлены на замещение дорогих кредитных ресурсов.
Расходы бюджета муниципального образования «Город Томск» в 2016 году составили 14 088,1 млн р., или 97,3% от годового плана, что, в частности, обусловлено поступлением в конце года дополнительных безвозмездных поступлений из областного бюджета.
Наблюдался рост показателя исполнения плана 2016 года по сравнению с 2015 годом (97,1%) на 0,2 процентных пункта. В части средств местного бюджета в 2016 году показатель составил 98,5% (в 2015 году – 98,8%). Исполнение по безвозмездным поступлениям в 2016 году составило 96,0% (в 2015 году – 95,1%).
Во исполнение распоряжения администрации Города Томска от 10.02.2016 №р100 «Об утверждении плана мероприятий по повышению эффективности (в том числе оптимизации) бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики муниципального образования «Город Томск» на 2016 год и среднесрочную перспективу» общая сумма оптимизации расходов бюджета муниципального образования «Город Томск» составила 572,4 млн р. или 7,7% от первоначально утвержденного бюджета муниципального образования «Город Томск» на 2016 год (без учета целевых межбюджетных трансфертов из областного бюджета).
В соответствии с распоряжением администрации Города Томска от 13.05.2014 №р391 «Об экономии бюджетных средств от размещения муниципальных заказов» департаментом финансов осуществлялся учет результатов проведения конкурсов, аукционов и подготовка информации о сэкономленных ассигнованиях. В результате принятых мер в 2016 году экономия составила 72,0 млн р.
Администрацией Города Томска продолжена политика участия муниципального образования «Город Томск» в решении вопросов, направленных на обеспечение развития города, на условиях софинансирования с бюджетами других уровней. Так, объем привлеченных средств федерального и областного бюджетов на 1 рубль средств местного бюджета в 2016 году составил 7,0 р.
Бюджет по расходам на 2016 год сформирован на основе программ, доля расходов которых составляет 92,2% (по итогам 2015 года - 89,8%).
В 2016 году по результатам проведения IX Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» муниципальное образование «Город Томск» признано победителем в номинации «За открытость и прозрачность управления финансами».

2017 год
План по налоговым и неналоговым доходам бюджета города исполнен на 104,2%, при утвержденном плане 6 513,6 млн р. поступило 6 784,1 млн р., перевыполнение плана составило 270,5 млн р.
Доля налоговых и неналоговых доходов бюджета в общей сумме доходов увеличилась в 2017 году к уровню предыдущего года на 1 процентный пункт и составила 45,6.
Объем муниципального долга на 01.01.2018 составил 3 523,0 млн р., что ниже уточненного планового значения на 410,3 млн р. По сравнению с 01.01.2017 произошло снижение муниципального долга на 0,8% или на 27,1 млн р. за счет направления в 2017 году на погашение долговых обязательств собственных средств бюджета.
Отношение муниципального долга к доходам бюджета Города Томска без учета объема безвозмездных поступлений по состоянию на 01.01.2018 составило 51,9% (на 01.01.2017 – 57,4%).
По итогам 2017 года при утвержденном дефиците бюджета Города Томска в размере 594,1 млн р. фактический профицит бюджета составил 91,5 млн р., в том числе профицит бюджета без учета изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета – 27,1 млн р.
В 2017 году запланированный объем бюджетных ассигнований по расходам на обслуживание муниципального долга в сумме 255,4 млн р. в рамках реализации подпрограммы «Управление муниципальным долгом» муниципальной программы «Эффективное управление муниципальными финансами», утвержденной постановлением администрации Города Томска от 20.08.2014 №827, исполнен в полном объеме. В рамках данной подпрограммы проведены мероприятия по сокращению расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования «Город Томск», что позволило сократить расходы на обслуживание муниципального долга по сравнению с первоначально утвержденным планом (354,4 млн р.) на 27,9% или на 99,0 млн р. (в 2016 – на 32,0 % или на 114,8 млн р.), а именно:
- 24,8 млн р. за счет привлечения временно свободных средств бюджетных и автономных учреждений для погашения действующих долговых обязательств;
- 3,5 млн р. за счет привлечения временно свободных средств, находящихся во временном распоряжении муниципальных казенных учреждений, для погашения действующих долговых обязательств;
- 34,5 млн р. за счет привлечения временно свободных собственных средств бюджета для погашение действующих долговых обязательств;
- 36,0 млн р. за счет направления бюджетного кредита УФК Томской области, полученного на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов, на погашение действующих долговых обязательств;
- 0,2 млн р. за счет снижения процентных ставок при привлечении кредитов у кредитных организаций по заключенным муниципальным контрактам (подписаны соглашения о снижении размера процентных ставок по ряду действующих муниципальных контрактов).
В феврале 2017 года международным рейтинговым агентством Fitch Ratings в шестой раз, начиная с марта 2014 года, были подтверждены долгосрочные рейтинги дефолта эмитента города Томска в иностранной валюте на уровне «BB» со «Стабильным» прогнозом и краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «B». Одновременно Fitch подтвердило рейтинги находящихся в обращении на внутреннем рынке облигаций города Томска на уровнях «BB».
Рейтинг уровня «BB» означает, что выплаты по основным обязательствам достаточно защищены, заемщику доступны альтернативные ресурсы в сфере финансов, которые позволят ему выполнить свои финансовые обязательства. «Стабильный» прогноз означает высокую вероятность сохранения рейтинга на текущем уровне в среднесрочной перспективе.
Из 11 муниципальных образований, которым были присвоены кредитные рейтинги, рейтинги «ВВ», прогноз «Стабильный» присвоены Томску и Новосибирску.
Кроме того, рейтинги «ВВ» прогноз «Стабильный» присвоены агентством таким субъектам Российской Федерации, как Белгородская область, Калужская область, Краснодарский край, Липецкая область, Оренбургская область, Пензенская область, Республика Марий Эл, Ставропольский край, Тульская область.
В ноябре 2017 года началось размещение среди жителей города Томска третьего выпуска облигаций Томского городского внутреннего займа с постоянным купонным доходом. Ставка купонного дохода была установлена в размере 8,51% годовых, период обращения выпуска – три года. По состоянию на 01.01.2018 из общего объема выпуска в размере 100 млн р. населением было приобретено 34,5 млн р. Кроме того, в 2017 году были полностью размещены оставшиеся облигации Томского городского внутреннего займа 2016 года в сумме 85,8 млн р.
Расходы бюджета муниципального образования «Город Томск» в 2017 году составили 14 799,2 млн р., или 97,2% от годового плана. Процент исполнения бюджета муниципального образования «Город Томск» за 2017 год сохранился практически на уровне исполнения 2016 года (97,3%).
В части исполнения средств местного бюджета в 2017 году показатель составил 96,0% (в 2016 году – 98,5%). Исполнение по безвозмездным поступлениям в 2017 году составило 99,0% (в 2016 году – 96,0%). Фактическое исполнение бюджета по расходам за 2017 год составило 14 799,2 млн р., или 97% от годового плана (15 219,6 млн р.), в т.ч.:
за счет средств местного бюджета – 7 407,6 млн р. (96% от годового плана);
за счет средств межбюджетных трансфертов – 7 391,6 млн р. (99 % от годового плана).
В то время как в 2016 году исполнение по расходам за счет средств местного бюджета составило 99% от годового плана, а за счет средств межбюджетных трансфертов – 96 % от годового плана.
В соответствии с распоряжением администрации Города Томска от 13.05.2014 №р391 «Об экономии бюджетных средств от размещения муниципальных заказов» департаментом финансов осуществлялся учет результатов проведения конкурсов, аукционов и подготовка информации о сэкономленных ассигнованиях. В результате принятых мер, сумма экономии в 2017 году составила 101,9 млн р.
Общая сумма оптимизации расходов бюджета муниципального образования «Город Томск» составила 295,7 млн р. или 4,0% от утвержденного бюджета муниципального образования «Город Томск» на 2017 год (без учета целевых межбюджетных трансфертов из областного бюджета). Следует отметить, что за период 2014-2017 годы общая сумма оптимизации расходов бюджета муниципального образования «Город Томск» составила 2 114,9 млн р.
Администрацией Города Томска продолжена политика участия муниципального образования «Город Томск» в решении вопросов, направленных на обеспечение развития города, на условиях софинансирования с бюджетами других уровней. Так, объем привлеченных средств федерального и областного бюджетов на 1 рубль средств местного бюджета в 2017 году составил 4,3 р.
В 2017 году сохранилась социальная направленность расходования бюджетных средств. На содержание системы городского образования, культуры, физической культуры и спорта, социальную политику направлено 10 486,2 млн р. или 71% бюджетных расходов.
Бюджет по расходам на 2017 год сформирован на основе программ, доля расходов которых составляет 91,0% (по итогам 2016 года – 92,2%).