2016 год

Главную задачу, стоящую перед муниципальным образованием «Город Томск» на протяжении ряда последних лет, - обеспечение сбалансированности бюджета города, в 2016 году приходилось реализовывать в сложных экономических условиях, помимо внешних критических условий, влияющих на отрицательную динамику развития города, имели место внутриэкономические факторы, к примеру, значительное снижение совокупного спроса, как потребительского, так и инвестиционного.
При этом, несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию в городе, в целом объем доходов бюджета муниципального образования «Город Томск» за 2016 год по сравнению с 2015 годом вырос на 17,6% или на 2 080,1 млн р. за счет увеличения поступлений по налоговым доходам и безвозмездным поступлениям.
В целом бюджет муниципального образования «Город Томск» по доходам исполнен за 2016 год в сумме 13 872,8 млн р. или на 99,6% от утвержденного плана, в том числе налоговых и неналоговых доходов поступило в сумме 6 189,2 млн р. или 99,9% от утвержденного плана.
Объем муниципального долга на 01.01.2017 составил 3 550,2 млн р., что ниже планового значения на 105,0 млн р. По сравнению с 01.01.2016 произошел рост муниципального долга на 3,8% или на 131,2 млн р. за счет увеличения объема заемных средств, направленных в 2016 году на финансирование дефицита бюджета Города Томска.
Отношение муниципального долга к доходам бюджета Города Томска без учета объема безвозмездных поступлений по состоянию на 01.01.2017 составило 57,4% (на 01.01.2016 – 58,4%).
По итогам 2016 года при утвержденном дефиците бюджета Города Томска в размере 551,3 млн р. фактический дефицит бюджета составил 215,3 млн р., в том числе 131,2 млн р. – за счет привлечения заемных средств и 84,1 млн р. – за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета.
В 2016 году в рамках реализации подпрограммы «Управление муниципальным долгом» муниципальной программы «Эффективное управление муниципальными финансами», утвержденной постановлением администрации Города Томска от 20.08.2014 №827, проведение мероприятий по сокращению расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования «Город Томск» позволило сократить расходы на обслуживание муниципального долга по сравнению с первоначально утвержденным планом на 32,0% или на 114,8 млн р. (в 2015 – на 44,2 % или на 154,1 млн р.), а именно:
- 43,2 млн р. за счет привлечения временно свободных средств бюджетных и автономных учреждений для погашения действующих долговых обязательств;
- 3,9 млн р. за счет привлечения временно свободных средств, находящихся во временном распоряжении муниципальных казенных учреждений, для погашения действующих долговых обязательств;
- 10,4 млн р. за счет привлечения временно свободных собственных средств бюджета для погашение действующих долговых обязательств;
- 35,6 млн р. за счет направления бюджетного кредита УФК Томской области, полученного на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов, на погашение действующих долговых обязательств;
- 11,1 млн р. за счет доразмещения облигаций Томского городского займа 2014 года по цене выше номинала (полученная премия);
- 0,7 млн р. за счет снижения процентных ставок при привлечении кредитов у кредитных организаций (подписаны соглашения о снижении размера процентных ставок по ряду действующих муниципальных контрактов);
- 9,9 млн р. за счет погашения кредитов коммерческих банков за счет средств, полученных от размещения облигаций Томского городского займа 2016 года.
В апреле 2016 года на ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» состоялось доразмещение облигаций Томского городского займа 2014 года с доходностью 12,0-12,1%, что позволило привлечь в бюджет города дополнительные 250 млн р. по номинальной стоимости и 14,1 млн р. в виде суммы, превышающей номинальную стоимость и накопленного купонного дохода. Поступившие средства были направлены на замещение дорогих кредитных ресурсов.
Несмотря на то, что постоянная ставка купонного дохода данного выпуска была зафиксирована в 2014 году на уровне 14%, с учетом того, что доразмещение осуществляется по цене, превышающей номинальную стоимость, полученная премия позволила в 2016 году сократить расходы на обслуживание долга на 11,1 млн р.
Также в 2016 году осуществлено размещение среди жителей города Томска и Томской области именных облигаций Томского городского внутреннего займа 2015 года с постоянным купонным доходом в сумме 98,9 млн р., именных облигаций Томского городского внутреннего займа 2016 года в сумме 14,2 млн р. и размещение на ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» облигаций Томского городского займа 2016 года в сумме 1 000,0 млн р. Указанные средства в полном объеме поступили в бюджет города Томска и направлены на финансирование дефицита бюджета и на замещение «дорогих» кредитных линий.
В сентябре 2016 года международным рейтинговым агентством Fitch Ratings в пятый раз, были подтверждены долгосрочные рейтинги дефолта эмитента города Томска в иностранной и национальной валюте на уровне «BB» со «Стабильным» прогнозом и краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «B». Также агентством был подтвержден национальный долгосрочный рейтинг города на уровне «AA-(rus)» со «Стабильным» прогнозом. Одновременно Fitch подтвердило рейтинги находящихся в обращении на внутреннем рынке облигаций города Томска на уровнях «BB»/«AA-(rus)».
В ноябре 2016 года на ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» состоялось размещение облигаций Томского городского займа 2016 года с доходностью 10,2 %, что позволило привлечь в бюджет города дополнительные 1000 млн р. по номинальной стоимости. Поступившие средства были направлены на замещение дорогих кредитных ресурсов.
Расходы бюджета муниципального образования «Город Томск» в 2016 году составили 14 088,1 млн р., или 97,3% от годового плана, что, в частности, обусловлено поступлением в конце года дополнительных безвозмездных поступлений из областного бюджета.
Наблюдался рост показателя исполнения плана 2016 года по сравнению с 2015 годом (97,1%) на 0,2 процентных пункта. В части средств местного бюджета в 2016 году показатель составил 98,5% (в 2015 году – 98,8%). Исполнение по безвозмездным поступлениям в 2016 году составило 96,0% (в 2015 году – 95,1%).
Во исполнение распоряжения администрации Города Томска от 10.02.2016 №р100 «Об утверждении плана мероприятий по повышению эффективности (в том числе оптимизации) бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики муниципального образования «Город Томск» на 2016 год и среднесрочную перспективу» общая сумма оптимизации расходов бюджета муниципального образования «Город Томск» составила 572,4 млн р. или 7,7% от первоначально утвержденного бюджета муниципального образования «Город Томск» на 2016 год (без учета целевых межбюджетных трансфертов из областного бюджета).
В соответствии с распоряжением администрации Города Томска от 13.05.2014 №р391 «Об экономии бюджетных средств от размещения муниципальных заказов» департаментом финансов осуществлялся учет результатов проведения конкурсов, аукционов и подготовка информации о сэкономленных ассигнованиях. В результате принятых мер в 2016 году экономия составила 72,0 млн р.
Администрацией Города Томска продолжена политика участия муниципального образования «Город Томск» в решении вопросов, направленных на обеспечение развития города, на условиях софинансирования с бюджетами других уровней. Так, объем привлеченных средств федерального и областного бюджетов на 1 рубль средств местного бюджета в 2016 году составил 7,0 р.
Бюджет по расходам на 2016 год сформирован на основе программ, доля расходов которых составляет 92,2% (по итогам 2015 года - 89,8%).
В 2016 году по результатам проведения IX Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» муниципальное образование «Город Томск» признано победителем в номинации «За открытость и прозрачность управления финансами».